Автопрому грозят массовые увольнения
(ФИ). Российскую автомобильную отрасль ждут сокращения персонала. Первая волна сокращения в российской автомобильной отрасли прокатилась по стране в начале этого года — производители автомобилей, выпуск которых начал снижаться, избавлялись от лишних рабочих рук. Теперь очередь за поставщиками автокомпонентов — сокращения уже начались на шинных заводах. Сами компании говорят об увольнениях как одной из мер по повышению эффективности предприятий. На деле ситуация в отрасли сложнее — сокращение автопроизводства грозит массовыми увольнениями в отрасли.
На прошлой неделе шинный холдинг «Амтел» объявил о сокращении 1327 работников Красноярского шинного завода (КШЗ). Это почти половина персонала предприятия. По словам гендиректора завода Равиля Давыдова, это объективная необходимость. Предприятие остановилось еще 20 июня. Завод просто «затоварился» — на складах скопился 2-месячный запас шин. Тогда большую часть рабочих отправили в вынужденные отпуска. Однако до 1 августа распродать складские запасы не удалось. Сибирские автомобилисты предпочитают покупать продукцию компаний «Сибур» и «Татнефть». Спросом пользуются и подержанные японские шины.
В итоге руководство «Амтела» приняло решение: шины для легковых автомобилей производить отныне в Европейской части России. В Красноярске объем их производства сократится с 204 млн. рублей в месяц до 60 млн. По расчетам экономистов «Амтела», в 2006 году КШЗ сможет продавать шины для легковушек на 20 млн. рублей в месяц — не больше. А в будущем предприятие ждут еще большие трудности. В приграничных областях Китая строится несколько шинных заводов по выпуску продукции всемирно известных марок вроде Michelin. Вряд ли КШЗ сможет конкурировать с ними — ни по цене, ни по качеству.
Сейчас красноярские власти вместе с шинниками решают, что делать с людьми, оказавшимися без работы. Ведь именно государство должно думать о том, чтобы «лишние» для автопрома работники нашли себе применение на рынке труда. В Красноярске «Амтел» лишь выплатит увольняемым выходные пособия в полном объеме. Проблемой их дальнейшей занятости займется администрация края. Пожилым людям помогут досрочно оформить пенсию, молодым — получить новую профессию. Остальным специалистам — а это более половины попавших под сокращение — будут помогать в поисках работы. По словам Виктора Новикова, замначальника регионального управления федеральной службы занятости, 50-60% уволенных рабочих он сможет трудоустроить в течение двух месяцев.
Сокращает «лишних» людей и Ярославский шинный завод (ЯШЗ), принадлежащий компании «Сибур». Гендиректор ЯШЗ Дмитрий Костыгин в начале года поставил задачу: на каждого работника предприятия должно производиться 1 тыс. шин. Всего планируется сократить 900 работников — это более 11% персонала. За счет выведения непрофильных активов за полгода удалось сократить 500 человек. По словам замдиректора ЯШЗ по персоналу Юрия Рыбачкова, более масштабных сокращений не будет, а дальнейшая реорганизация будет связана с переводом части шинного производства в Омск.
Позиция государства в отношении увольнений — ничего необычного в отрасли не происходит. «Сокращения — адекватная реакция собственника на рыночную конъюнктуру, — говорит Денис Пашков, начальник управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций администрации Красноярского края. — В данном случае речь идет о естественном перераспределении рабочей силы в соответствии с потребностями отрасли».
Однако специалисты утверждают, что сокращения — только начало процесса глобальной реструктуризации отрасли. Эффективность предприятий российской автопромышленности в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Увеличивать производство наши автозаводы не могут — на рынке просто нет спроса на их продукцию. «Чтобы повысить эффективность при нынешних объемах выпуска продукции в отрасли, нужно сокращать рабочие места, повышать качество персонала, — считает Михаил Блохин, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов. — Этот процесс тяжелый, но неизбежный — в отрасли не должно быть лишних людей. Их присутствие сказывается и на эффективности предприятий, и на доходах самих рабочих».
В производстве автомобилей и смежных с ним отраслях в России занято около 14 млн. человек — явно избыточное количество работников при нынешнем уровне производства. На одного корейского рабочего приходится по 40-50 выпущенных автомобилей в год, на российских автозаводах — в лучшем случае 7-10. На иностранных заводах один рабочий выпускает компонентов на 50-60 тыс. евро в год, у нас же на примере КШЗ не более 2000 евро. Вряд ли собственники российских автопредприятий смогут долго тащить за собой этот балласт. Так что масштабные сокращения в отрасли лишь вопрос времени.
• Михаил ХМЕЛЕВ, отдел корсети
05.09.2005 10:28
***