Шами Чаттерджи (Shami Chatterjee) и Вальтер Брискен (Walter Brisken) из американской национальной радиообсерватории (National Radio Astronomy) измерили перемещение по небу самой быстрой звезды.

Эта нейтронная звезда очень быстро путешествует через Галактику (иллюстрация Bill Saxton/NRAO/AUI/NSF).

Открытия в астрономии, только за последние несколько недель — одно удивительнее другого. Судите сами. Найдены: планета трёх солнц, взорванная галактика, гигантский звёздный бар в центре нашей Галактики и, наконец, 15-я планета в Солнечной системе, превосходящая по размерам Плутон.

Но новое открытие им не уступает. Представьте, что одна звезда набрала «третью галактическую» скорость, позволяющую ей навсегда покинуть наш звёздный остров.

Нейтронная звезда B1508+55 расположена на расстоянии 7 тысяч 700 световых лет от Земли.

Учёные измерили и положение, и скорость этого пульсара, анализируя его радиозлучение. Они вычислили траекторию объекта попёрек неба (как показано на рисунке) и определили, что эта нейтронная звезда родилась при взрыве сверхновой в созвездии Лебедя приблизительно два с половиной миллиона лет назад.

«Мы знаем, что взрывы сверхновых способны «дать пинок» получающейся в результате нейтронной звезде, но огромная скорость этого объекта выходит за пределы нашего понимания», — прокомментировал открытие Чаттерджи.

Перемещаясь со скоростью более чем 1 тысяча километров в секунду, этот пульсар должен со временем покинуть нашу Галактику.

«Большинство ранних оценок скоростей нейтронных звёзд сильно зависело от предположений о расстоянии до них, — добавляет Брискин. — Теперь мы получили точное, прямое измерение расстояния и, таким образом, точное измерение скорости».

Теперь астрономы попробуют понять, какие процессы при взрыве сверхновой могут обеспечить звезде такой толчок.

MEMBRANA