Американская певица Патти Смит никогда не отличалась большой производительностью труда. Она записала всего 4 альбома в 70-е, один –“ в 80-е, 2 –“ в 90-е годы прошлого века. Однако влияние этой женщины на мировую рок-музыку трудно переоценить.

Титул «бабушка панк-рока» она тоже получила неслучайно. Патти значительно опередила свое время и задолго до так называемой панк-революции стала сочинять песни, которые, с одной стороны, несли острый социальный заряд и бросали вызов консервативному общественному мнению, а с другой –“ ознаменовали собой возвращение к простым трехаккордным рок-н-ролльным корням. Все знаменитые панки –“ от британских хулиганов «Секс Пистолз» –“ неизменно клялись ей в своей любви и подчеркивали огромное влияние, оказанное Патти на их творчество. Впрочем, она не меньше известна своими стихами, скрестившими современную американскую поэзию с традициями французских символистов.

Будущая «бабушка панк-рока» появилась на свет 31 декабря 1946 года в Чикаго в семье охотника и оперной певицы. С самого детства она училась оперному пению, но с той минуты, когда мать купила ей 2 альбома главного американского рок-барда Боба Дилана, девочка загорелась идеей при помощи песен добиваться социальной справедливости.

В 67-м Патти переехала в Нью-Йорк и попала в богемную среду знаменитого отеля «Челси», где частыми гостями были многие рок-звезды того времени. Тогда же стал проявляться ее оригинальный подход к поэзии. Начинала она с поэтических чтений под аккомпанемент гитары ее друга Ленни Кея. Помимо своих собственных произведений Смит с удовольствием декламировала стихи Рембо и Бодлера, проявив заметный артистический талант. Уже тогда у Патти образовался круг верных поклонников, которые посоветовали ей попробовать себя в качестве рок-певицы. Выпустив 2 сборника стихов –“ «Седьмое небо» и «Острие», она с большим успехом вышла на сцену в сопровождении своих друзей-музыкантов.

Первый же альбомом Смит под названием «Horses» (1975 год) вызвал настоящий шок среди публики и критиков. Хотя далеко не все слушатели понимали смысл текстов ее песен, вводивших в мир темных, неясных и загадочных снов певицы, сам голос Патти и музыка ее группы завораживали с первых же аккордов. Пение Смит отличал потрясающий эмоциональный накал, нараставший на протяжении песни и, поднимаясь до максимума, срывавшийся почти на крик. Уже за этот дебют Патти получила приз Парижской музыкальной академии за достижения в области современной музыки.

Следующие работы закрепили этот успех. Смит много гастролировала, и практически везде ее принимали «на ура». Однако в январе 77-го с ней случилось несчастье: во время концерта она упала со сцены и повредила шейный позвонок. Несколько месяцев певица была прикована к постели.

После этого ее взгляды на жизнь претерпели серьезные изменения. В ее следующем альбоме с символическим названием «Пасха» отчетливо проявились христианские мотивы. А вскоре Патти объявила, что уходит со сцены, чтобы посвятить себя мужу и детям. Главной любовью ее жизни стал бывший гитарист культовой детройтской рок-группы «МС5» –“ Фред по прозвищу Соник, нaстоящая фамилия которого была тоже Смит –“ видимо, это была судьба.

Более 10 лет они жили обычной тихой семейной жизнью в пригороде Детройта, и практически ничто не напоминало об их бурной панковской молодости. Лишь в конце 80-х супруги записали вдвоем новую пластинку. Результат им понравился, и они уже стали подумывать о новых совместных музыкальных проектах. Но этим планам не суждено было сбыться: в ноябре 94-го сердце Фреда остановилось. Лишь после смерти мужа Патти решилась снова вернуться на сцену.

Однако в ее новых песнях уже больше нет былой панковской arpecсивности. Ее сменила скорбь: нынешнее творчество Смит напоминает женский плач по нашему миру, где все живое обречено на неизбежную смерть. В ее последнем альбоме «Trampin», вышедшем в прошлом году, нашли отражение многие трагические события нового тысячелетия.

Увидеть и услышать «бабушку панк-рока» можно будет завтра,

3 сентября, в московском клубе «Б2». А накануне Патти Смит выступит в санкт-петербургском «Мюзик холле».

Про панков рассказывал Андрей Ильин

02 СЕНТЯБРЯ, 2005 ГОДА

"Трибуна"

***