Монетизация достается регионам высокой ценой. Без федерального финансирования социальная реформа захлебнется
В большинстве регионов, которые с января ввели единые социальные проездные билеты (ЕСПБ) для льготников, фиксируется существенное сокращение объемов перевозок городского пассажирского транспорта – в среднем на 20–30%. Однако глава Минтранса Игорь Левитин не тревожится по этому поводу. Просто, заявил он вчера на селекторном совещании в правительстве, у граждан, прежде ездивших бесплатно, в связи с монетизацией льгот теперь появился стимул экономить. Хотя, если разобраться, деньги-то в принципе символические – где 150 руб., а где и вовсе всего 40 руб. Но для многих даже эти копейки имеют значение.
Снижение объемов социальных перевозок, осуществлявшихся главным образом муниципальными предприятиями, компенсировано частными перевозчиками (у них рост на 20%). В целом Минтранс, подчеркнул Игорь Левитин, констатирует улучшение финансового положения транспортных предприятий после монетизации льгот. В первом полугодии выручка от оплаты проезда выросла на 39%. В то же время объемы субсидирования сократились на 13%.
К успехам министр причислил и тот факт, что общественный транспорт в 20 регионах, затронутых реформой, завершил полугодие с прибылью, в 25 отмечено сокращение непокрытых убытков, и лишь в 9 монетизация льгот обернулась ростом убытков. Однако произошло это не столько потому, что предприятия повысили эффективность хозяйственной деятельности, сколько по причине усиления финансовой помощи со стороны федерального и региональных бюджетов. Причем пальма первенства здесь принадлежит Центру. Местные власти просто умыли руки, резко сократив свои субсидии. В первом полугодии 2004 года доля федерального бюджета в общем объеме субсидий транспортникам составляла около 10%, а теперь она кое-где превышает 70%. Аналогичная картина и в области капитальных вложений.
Получается, что успехи на тернистом пути преобразований в сфере общественного транспорта, мягко говоря, сомнительные. Это фактически признал глава Минтранса. «Монетизация достается регионам высокой ценой и без продления федерального финансирования реформа может захлебнуться», – резюмировал он. Между тем перспективы выделения средств на будущий год туманные. Министерство попытается, пообещал Игорь Левитин, убедить правительство. Однако, пока решения не принято, он настоятельно рекомендовал региональным властям полагаться на собственные силы.
На представителей территорий, участвовавших в селекторном совещании, это предупреждение подействовало как шоковая терапия. Даже наверняка можно сказать, что министр сделал этот сознательно, в назидание тем региональным руководителям, которые до сих пор не нашли применения субсидиям, полученным из федерального бюджета, – по состоянию на 1 июля из 4,3 млрд. руб., направленных в регионы, более 1 млрд. руб. оставались нераспределенными.
И все же кое-чем министр подопечных порадовал. В частности, сообщив, что Минтранс подготовило финансово-экономическое обоснование реструктуризации задолженности транспортных предприятий – это почти 10 млрд. руб. Вопрос инициировал Игорь Левитин, соответствующие поручения даны правительством. И вот теперь подготовлены порядок и условия проведения реструктуризации. Дело осталось за малым – согласовать документы с Минфином, прежде чем они будут одобрены кабинетом министров.
Игорь Наумов
# 186 (3582) 2 сентября 2005 г.
*