4 сентября у нефтяников страны в 25-й раз профессиональный праздник – День работников нефтяной и газовой промышленности. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1980 года, хотя сама отрасль к тому времени существовала уже добрых полвека. Самарские нефтяники могут гордиться тем, что они стояли у истоков добычи нефти в стране. Именно у нас были пробурены первые разведочные скважины, получена первая промышленная нефть.

5 февраля 1934 года из скважины у села Яблоневый Овраг под нынешним Жигулевском были добыты первые 100 литров самарской нефти. Ее достала с глубины 1172 метра бригада бурового мастера А.Т.Шубина. Это была удача, хотя промышленного значения та нефть не имела. Но 3 июня 1936 года на буровой № 8 под Сызранью бригада А.А.Аванесова с глубины 684 метра получила высококачественную нефть с дебитом 1,5 тонны в сутки. Это было сырье, которого было уже достаточно для промышленной переработки. А в апреле 1937 года там же, под Сызранью из скважины № 10 забил нефтяной фонтан мощностью 60 тонн в сутки. Стало ясно, что Самарская область обладает огромными запасами черного золота и здесь надо строить нефтеперерабатывающий завод.

3 марта 1940 года Наркомнефть СССР утвердил технический проект строительства такого завода в Сызрани. В тот же год здесь возвели несколько административно-хозяйственных корпусов и два жилых дома. Был заложен фундамент установки прямой перегонки нефти, построены подъездные железнодорожные пути. Но тут грянула война. Она резко ускорила темпы строительства.

Из Одессы, Херсона, Туапсе стали прибывать эшелоны с оборудованием и эвакуированными специалистами. Они работали на стройке с 6 часов утра и до 12 ночи. Из средств механизации было всего две шестнадцатитонные лебедки и два трактора. Тем не менее, к концу лета 1941 года была возведена технологическая установка для производства бензина. Ее обкатывали сначала на привозном бакинском мазуте. Но уже осенью 1942 года по новому нефтепроводу на завод стала поступать местная нефть, и 16 октября 1942 года было получено первое полностью самарское моторное топливо. Оно было немедленно отправлено на Сталинградский фронт, где в это время разгоралось историческое сражение. Самарское горючее для танков и автомобилей помогло тогда сокрушить сильного врага.

Еще через год в Сызрани была запущена вторая установка прямой перегонки нефти. Сырья требовалось все больше, и промысловики не подвели. В 1942 году нефтяники области добыли углеводородного сырья в 2,7 раза больше чем в 1941 году, а в 1943-м прибавили еще 80 процентов. К концу войны добыча нефти увеличилась по сравнению с 1940 годом в 4,7 раза, а выпуск горючего — в 3 раза.

Но и это было еще не все. Изучив географию самарских нефтеносных пластов, основатель теории происхождения нефти академик И.М.Губкин высказал предположение, что на Самарской Луке нефть может залегать и в более глубоких слоях чем карбоновые. Это предположение блистательно подтвердилось 7 июня 1944 года. Из скважины № 41 в Яблоневом Овраге бригада бурового мастера В.А.Ракова впервые в стране получила фонтан девонской нефти мощностью 485 тонн в сутки. К поискам девонской нефти немедленно приступили промысловики Башкирии, Татарии, Пермской, Оренбургской и других областей. А в самой Куйбышевской области было заложено еще несколько буровых девонских скважин. Впоследствии они стали давать свыше 40 процентов все нефти Самарского края.

В год Победы бригада бурового мастера Яковлева из треста Кинельнефть обязалась пробурить свою девонскую скважину на 228 дней раньше срока и призвала других буровиков ускорить проходку высокодебитных девонских скважин. Почин был подхвачен, и уже в первый послевоенный год самарские нефтяники дали дополнительно сотни тысяч тонн ценного углеводородного сырья. Оно было так нужно стране, поднимающейся их руин послевоенной разрухи!

«Самара Сегодня»

*