Вчера фильмом китайского режиссера Цуя Харка «Семь мечей» открылся 62-й международный кинофестиваль в Венеции — Мостра. Его программа в этом году сократилась: вместо более чем семидесяти фильмов, показанных в прошлом году, покажут только 54. Дирекция эту усушку объясняет соображениями безопасности.

Безопасность была одной из главных забот Мостры уже в прошлом году, когда международный терроризм угрожал серией взрывов в крупнейших исторических городах Италии. Из-за ложных тревог смешалось все расписание просмотров — вечерние сеансы иной раз начинались где-то на рассвете. Трагические события в Беслане уничтожили всю праздничную атмосферу и отодвинули фестивальную жизнь на последние страницы газет.

В преддверии Мостры-05 директор фестиваля Марко Мюллер уже высказал опасение, что такое огромное собрание VIP-персон представляет собой лакомую цель для международного терроризма, и сообщил, что теракты в Лондоне побудили администрацию фестиваля решительно ужесточить режим безопасности. Попасть на просмотр теперь не так просто: кроме уже традиционных металлоискателей, появились камеры хранения, где нужно оставлять решительно любую «ручную кладь». Причем расположены они — из соображений той же безопасности — на приличном расстоянии от зала, т.е. сутолока, очереди и задержки сеансов обеспечены.

Как сообщают итальянские газеты, недра каналов, ведущих к фестивальному отелю «Эксельсиор», будут контролировать бригады дайверов, а на крышах зданий установят круглосуточное дежурство снайперов. Ждать, что фестивалю, который в буквальном смысле окажется «на мушке», удастся сохранить праздничную атмосферу, не приходится — слишком свеж в памяти случай, когда доведенная до нервного предела лондонская полиция пристрелила постороннего и ни в чем не повинного человека.

Не принес успокоения и фильм «Семь мечей», открывший Венецианский фестиваль. Это очередная «боевая сага», помещенная в антураж XVII века, когда завоеватели из Манчжурии контролировали всю территорию бывшей династии Цин. Герои картины — семеро искусных воинов, которые сражаются за то, чтобы сберечь древнее боевое искусство в условиях запретов и жестокой травли со стороны новых властей. Объявлено, что Цуй Харк после возвращения из Венеции примется за работу над режиссерским сценарием сиквела, где снова появится великолепная семерка уже знакомых воинов.

Открывшись китайским фильмом, китайским же Мостра и закроется: это будет лирическая драма «Возможно, любовь» гонконгского режиссера Питера Чана. Большой знаток восточных культур, полиглот Марко Мюллер 62-е издание Мостры явно обратил лицом к Странам восходящего солнца: легендарный японский аниматор Хаяо Миядзаки получит Золотого льва за вклад в киноискусство (второго такого Льва вручат итальянской актрисе Стефании Сандрелли), а одним из самых интригующих событий станет обширная программа «Тайная история азиатского кино».

Начавшийся фестиваль характеризуют как «фестиваль премьер». Только голливудских мировых премьер здесь одиннадцать. Среди них режиссерская работа Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи!» с сюжетом из времен маккартиевской «охоты на ведьм». Гейско-ковбойская драма «Гора Брукбэк», которую сделал оскароносный автор «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Ань Ли, возвратит зрителей уже в 60-е, когда нетрадиционная любовь в США была под прицелом закона. Боксерскую драму «Человек-золушка» Рона Хоуарда с Расселом Кроу и Рене Зеллвегер американские критики уже окрестили «Рокки» эры Великой депрессии», находя в ней много общего с оскаровским лауреатом 1976 года. Джон Мэдден привезет экранизацию пьесы «Доказательство», удостоенной Пулитцеровской премии. Гвинет Пэлтроу здесь в роли дочки блестящего, но психически больного математика (Энтони Хопкинс), которая боится унаследовать его недуг. Актер Джон Туртурро представит свою режиссерскую работу — современный мюзикл «Роман и сигареты», любовную историю с пролетарским акцентом; Тим Роббинс — снятую в Испании картину «Тайная жизнь слов», Стивен Содерберг — запечатленную цифровой камерой историю с убийством «Мыльный пузырь». Наконец, Венеция за несколько дней до Москвы увидит фильм Терри Гиллиама с Мэттом Дэймоном и Моникой Беллуччи «Братья Гримм», снятый в Праге и фантастически преломляющий жизнь и нравы немецких сказочников. С нетерпением ожидается «Элизабеттаун» Кэмерона Кроу с Орландо Блумом и Кирстен Данст. Польско-американский режиссер Роман Поланский из своей английской эмиграции вне конкурса предъявит новую экранизацию «Оливера Твиста», а гениальный визуалист Тим Бартон — анимационную картину «Труп по имени Невеста» с Джонни Деппом за кадром. Среди великого множества картин с Востока новая лента лауреата Каннского фестиваля Чхана Ук Пака «Сочувствие госпоже Месть» — последняя часть трилогии о вендетте на корейский лад, которая начиналась фильмом «Сочувствие господину Месть» и продолжилась «Олдбоем».

Судить картины поручено международному жюри во главе с итальянским художником Данте Ферретти, который известен по работам с Феллини и Пазолини и четырежды выдвигался на премию «Оскар» за оформление таких картин, как «Интервью с вампиром» и «Похождения барона Мюнхгаузена».

«Российская газета» №193 (3862), 1.09.05

***