Знания – сила?
К Дню знаний 1 сентября невозможно привыкнуть, сколько бы ни жил на свете. Слово «день» надо бы писать с прописной буквы, ибо в генном коде нескольких поколений России он запрограммирован как начало новой эпохи –“ перехода из поголовной тьмы масс к свету знаний.
Сегодня будет океан цветов и море улыбок. У мам глаза на мокром месте –“ от врожденной женской сентиментальности, от заполошного осознания того, что ребенок вдруг вырос (еще вчера вечером был «садиковским», а утром уже при галстуке и в костюмчике-тройке), перешел в другую социальную категорию (учащихся)…¦ И от тревоги повлажнели глаза –“ что его, кровинушку, ждет за новым поворотом судьбы, какие реформы? Паническое ощущение того, что твое чадо уже принадлежит не тебе, а государству, которое будет ставить на нем свои бесчисленные эксперименты.
В нынешних первосентябрьских улыбках много грусти. Во-первых, в России катастрофически не хватает учителей. Более 50 тысяч! Это значит, что какая-нибудь 70-летняя Мариванна вместо положенной ей географии будет вести и физику, и биологию, и историю…¦ Для глубокой провинции и это «сгодится» –“ есть школы, где опохмелившийся физрук преподает ВСЕ.
Во-вторых, по признанию главного санитарного врача России, половина школ не отвечает должным нормам элементарной гигиены. Каковы мы –“ такова и культура, которую мы «несем в массы». Это в каком же состоянии антисанитарии наши школы, если и в целом Россия не больно-то привыкла есть на серебре?
В-третьих, из учительской ушел педагог-мужчина. Какой, скажите, нормальный мужик будет работать за 1 тысячу 322 рубля в месяц, даже если он фанатик своего учительского цеха? (Столько за день имеет продавец разливного пива). И никакие конкурсы на лучшего учителя года, которые с помпой проходят ежегодно в Колонном зале, в которых «на заказ» побеждают преподаватели-мужчины из глубинки, не возродят престиж профессии учителя, пока УЧИТЕЛЬ будет получать не просто смешные, а оскорбительно унизительные деньги. Учитель –“ это звучит гордо только тогда, когда учителю не стыдно за пиджак или блузку, в которой он пришел в класс.
В-четвертых, в школах (особенно в провинции), несмотря на все заверения высоких чиновников, не хватает учебников, наглядных пособий, спортивного инвентаря, почти разорены кабинеты химии и физики, в лабораториях гуляет ветер, слоем пыли покрылись полки библиотек…¦(Спасибо Детскому фонду Альберта Лиханова, который время от времени подбрасывает на окраины России комплекты книг).
Наконец, сами ученики (по опросам социологов) перестали идти в школу за ЗНАНИЯМИ –“ они идут в нее ПОТУСОВАТЬСЯ со сверстниками. Они, наши дети, поняли чуть ли не главный принцип времени –“ деньги можно не зарабатывать, а получать. Так зачем же горбиться над учебниками?! Это мы, взрослые, дали им повод так думать. Грустно…
Сергей РЫКОВ
01 СЕНТЯБРЯ, 2005 ГОДА
***