Российское образование без сомнения относится к тем отечественным ноу-хау, которые успешно конкурируют с лучшими мировыми аналогами. Однако очевидно и другое — для того чтобы свободно пользоваться в любой стране мира своими знаниями, россиянам мало включить голову: надо, чтобы полученный диплом был признан за рубежом.

О том, что обеспечение конкурентоспособности российского образования и повышение его качества невозможно без полноценной интеграции в мировое образовательное пространство на различных уровнях, говорится, пожалуй, с тех самых пор, как пал «железный занавес». Правда, долгие годы дальше слов дело двигалось с трудом. Лишь в 2000 году была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации. А в 2001 году правительством России утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Предполагаемые инновации должны обеспечить решение трех важнейших задач — доступность, повышение качества образования и эффективность деятельности образовательных учреждений. При этом разработчики и доктрины, и концепции справедливо замечают, что реализация поставленных задач не выполнима без создания общегосударственной системы и критериев оценки качества образовательного процесса. Для этого необходимо выработать адекватные механизмы аттестации и аккредитации образовательных проблем, в том числе и на международном уровне.

Тем временем в европейских странах, с которыми на данный момент России удалось максимально близко приблизиться к задуманному, полным ходом шла работа над созданием единого европейского пространства высшего образования. С тем, что это необходимо всем европейским государствам, спорили только самые активные противники интеграции в рамках Евросоюза. Однако интернационализация образования требовала разработки не одного десятка межгосударственных соглашений. Первым этапным документом стала принятая 19 июня 1999 года в итальянской Болонье Болонская декларация, к которой вначале присоединилось 29 государств. Тем самым был дан зеленый свет процессу формирования Европейской зоны высшего образования. Основная цель — закончить к 2010 году реформирование национальных систем образования стран-участниц. Реформа предполагает переход на двухступенчатую систему высшего образования «бакалавр-магистр», взаимное признание дипломов и степеней, введение единого приложения к диплому и системы кредитов (зачетных единиц), повышение мобильности студентов и преподавателей, а также европейский контроль качества образования.

В 2003 году к Болонской декларации присоединилась и Россия. Сделать это российским политикам, дипломатам и ученым помогли их коллеги из ЮНЕСКО, специализированной организации ООН по вопросам образования, науки и культуры. При непосредственном участии экспертов из ЮНЕСКО не только разрабатывались основные положения Болонской декларации, но и последовательно внедрялась на практике болонская система.

Еще в 1996 году по инициативе Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке единого приложения к диплому, без которого было бы просто невозможно разрешить проблему международного признания дипломов и квалификаций для академических и научных целей. В разработанном в итоге приложении содержится основная информация о вузе, описание характера и содержания программы, уровня квалификации и статуса обучения. Параллельно с этим в 1997 году была разработана Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, что, по общему мнению экспертов, также значительно способствует взаимному признанию дипломов о высшем образовании. В 2001 году был принят Кодекс добросовестной практики для трансграничного образования. В 2003 году Европейский центр высшего образования ЮНЕСКО представил документ по взаимному признанию докторских степеней и квалификаций. А сейчас ЮНЕСКО разрабатывает проект руководящих принципов «Обеспечения качества в трансграничном образовании», которые не только должны обеспечить защиту учащихся от низкого качества услуг, но и предполагают разработку возможных вариантов оказания помощи государствам-членам в проведении оценки качества трансграничного образования.

Умудренные опытом европейцы понимали: сами по себе принятые документы будут малоэффективными, если не назначить людей, ответственных за их выполнение. Так в Европе появились сразу две сети ЕНИК (европейская сеть информационных центров по вопросам академического признания) и НАРИК (европейская сеть информационных центров). Европейский центр высшего образования ЮНЕСКО был уполномочен выполнять функции секретариата сетей ЕНИК/НАРИК, основной задачей которых было определено наблюдение за исполнением Лиссабонской конвенции.

Россия пошла аналогичным путем, и в 1999 году у нас появился Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности министерства образования. В соответствии со статьей 10 конвенции российский центр вошел в состав сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности стран европейского региона. К тому же российские вузы все активнее используют возможности сети УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО, через которую учебные заведения подключаются к решению глобальных проблем современности. В настоящее время в РФ работает 39 кафедр ЮНЕСКО.

При этом совместных проектов из года в год становится все больше. Об одном из них стоит рассказать отдельно. В 2001 году президент России Владимир Путин и генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура подписали соглашение о сотрудничестве в восстановлении системы образования в Чеченской Республике. На первом этапе при финансовой поддержке правительства Японии эксперты провели оценку состояния системы образования Чечни. Их выводы были опубликованы в 2002 году в Оценочном докладе. В июне и июле 2003 года специалисты ЮНЕСКО обсудили с представителями Министерства образования России конкретные предложения.

Список потенциальных доноров для реализации этого проекта оказался достаточно солидным. Помимо Совета Европы и Европейского союза гранты готовы были предоставить Норвегия, Япония, Канада, Южная Корея, Катар, Нидерланды и Общество Красного Полумесяца Объединенных Арабских Эмиратов. Для них 22 января 2004 года МИД России совместно с Московским бюро ЮНЕСКО организовал презентацию проекта в целом.

Презентация, а также состоявшиеся позже переговоры с потенциальными донорами сделали свое дело. 25 января 2005 года правительство Японии выделило 283 121 доллар на повышение квалификации работников минобразования Чечни. Еще 120 тысяч долларов предоставило правительство Норвегии на оказание поддержки Чеченскому институту повышения квалификации. На проект «Создание потенциала для интегрированной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации» по линии программы ЮНЕСКО Children in Need переведено еще 200 тысяч долларов.

Весь перечень уже реализованных предложений занимает несколько листов. Но примерно столько же еще предстоит сделать.

«Российская газета» №192 (3861)

*