31 августа в Венеции открывается 62-ое Международное кинобиеннале. В главном конкурсе за «Золотого льва» борется фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум». 29-летний сын знаменитого российского режиссера заявил о себе два года назад фильмом «Последний поезд» — черно-белым апокалипсисом немецкого тыла первых зимних дней 41-ого. Картина была отмечена наградами международных фестивалей, премиями ФИПРЕССИ и «Международной Амнистии», но осталась незамеченной широким зрителем. >>>

Новый проект Германа-младшего волнует воображение не только венецианских кинопрофессионалов, но и простых российских кинозрителей.

Дорогостоящий артхаусный фильм снят по сценарию и на деньги Александра Вайнштейна, продюсера российской версии мюзикла «Метро». Картина, отобранная в престижный венецианский конкурс, снята в монохромной стилистике итальянских лент 60-ых годов.

Это любовный треугольник, который возникает в 1914 году в Петербурге и развивается на фоне Первой мировой войны, революционной лихорадки и триумфального шествия новомодной английской игры.

Именно эта игра становится смыслом жизни молодых героев фильма. «Гарпастум» — античное название футбола. Однако основной темой картины Алексей Герман считает не футбол и не революционный переворот, а превратности людских судеб на сломе исторических эпох.

На вопрос, почему он снова снимает прошлое, сын создателя «Двадцати дней без войны» отвечает так: «Снимать прошлое — сложнее и интереснее. Это дает больше пространства для выдумки, как ни странно, в этом больше адреналина. Я все-таки считаю, что кино это вещь выдуманная. Мы воссоздаем, выумываем заново время».

Большая часть натурных съемок проходила в Петербурге и окрестностях, однако, как отметил Герман, создатели фильма сознательно отказались от изображения петербургских клише в виде Мариинского театра и Эрмитажа:

«Цвет и дух этих кварталов так изменился, что когда их снимают как задник «классического» Петербурга, они выглядят фанерно и надуманно. В «Гарпастуме» мы решили сделать Питер фабричным городом. Мы искали старые сохранившиеся кварталы, терракотовые фабрики и небольшие фрагменты модерна. Наши герои живут на рабочих окраинах, т.е., выражаясь современным языком, в спальных районах».

Молодых героев футбольной притчи играют дебютанты большого кино — Евгений Пронин и Данила Козловский. В роли роковой женщины снялась Чулпан Хаматова. По словам Германа-младшего, он не хотел брать Чулпан на роль потому, что считал, что актриса в последнее время переувлеклась участием в телесериалах.

Режиссер вспоминает: «Честно говоря, я не хотел, чтобы она играла, пока она не приехала на пробы. Но, посмотрев на пробы, я понял, что Чулпан — действительно выдающаяся актриса. Актрисе с ее потенциалом ни в коем случае нельзя размениваться на мелочи. Работая в сериалах, актер рискует растренироваться: он теряет ощущение реальности, начинает быть пустым в кадре».

Кино для родителей

Несмотря на щедрый бюджет, участие в фильме звезд — Чулпан Хаматовой и Гоши Куценко, на виртуозное и профессиональное воссоздание футбольных баталий в стиле ретро, Алексей Герман-младший утверждает, что снимает кино не для зрителя.

«Я вам скажу жуткие в наше продюсерское время вещи: я вообще не считаю, что кино должно быть зрительским! Кино должно быть для кино, кино должно быть для души, для себя, для своих друзей и для своих родителей! Если же оно при этом нравится большому числу зрителей, то это хорошо».

«Мне кажется, — продолжает Герман, — что в отличии от «Последнего поезда», «Гарпастум» будет фильмом зрительским. Но я никогда не заигрываю со зрителем; это вредно, прежде всего, самому зрителю. Здесь же получился фильм, который будет интересен широкому кругу зрителей — от поклонников Кафки до фанатов «Спартака»».

Сам Алексей Герман никогда на футболе не был. Игру эту он рассматривает как определенную эстетику, которая диктует нормы и способы изображения. Игроков на «Гарпастум» отбирали профессиональных, играть их просили не на камеру, а «на самом деле», чтобы добиться максимальной достоверности происходящего.

Тот факт, что, сняв картину о великой игре, он совершенно не заболел ею, Герман объясняет просто: «Я понял эту игру, но любить я ее не обязан. Вот мой первый фильм был о войне и партизанах — я же не стал после работы над «Последним поездом» партизаном! А следующий фильм я собираюсь снимать про летчиков — значит, мне придется летать, хотя я этого очень боюсь. Задача режиссера — показывать свой предмет честно и не фальшивить».

Тяжелое испытание

Четырехмесячный съемочный период «Гарпастума» закончился в декабре прошлого года. Германа торопили с монтажом, так как картину приглашали в конкурс Каннского фестиваля. Однако Алексей-младший предпочел завершить производство картины кропотливо и без спешки.

Он рассказывает: «Я даже в Венеции не был уверен. Я помню, как мы сидели за день до того, как я узнал, что картину взяли в конкурс. Я немного выпивал и изводил свою жену разговорами о том, как нас не отберут, и как карьера «Гарпастума» закончится фестивалем где-нибудь в Калмыкии».

Свой первый фильм, «Последний поезд», Герман-младший тоже возил в Венецию, на показ дебютных картин. Но на этот раз участие в главном конкурсе, где его соперниками будут Кшиштоф Занусси, Терри Гиллиам, Джон Мэдден, Джордж Клуни представляется молодому режиссеру тяжелым испытанием:

«Без всякого кокетства должен сказать, что ощущаю себя очень странно. Там ведь в Венеции будут очень известные люди, а я себя ощущаю еще очень молодым, лет на двадцать. Я не очень понимаю, как мне там себя вести. Там, к примеру, будет Абель Феррара — я его фильмы смотрел ребенком. Чем ближе Венеция, тем больше я начинаю нервничать, и не всегда могу со своими нервами справиться. Это не паника, а внутреннее напряжение — как у лошади перед стартом!»

10 сентября станет известно, смог ли «Гарпастум» Германа-младшего повторить в Венеции успех «Возвращения» Андрея Звягинцева. В российский прокат картина о любви, футболе и революции выйдет в конце октября.

Мария Бейкер

для bbcrussian.com

Би-би-си

*