(ВН). Администрация президента пытается найти дополнительные рычаги для контроля работы назначаемых губернаторов. Отменив прямые выборы глав регионов, федеральный центр лишил губернаторов ответственности перед избирателями и замкнул ее на себе. По некоторым сведениям, в администрации президента разработано новое положение о главных федеральных инспекторах в субъектах. Теперь они будут подчиняться полпредам в федеральных округах и главному контрольному управлению президента. Таким образом, федерального контроля за губернаторами должно стать больше.

Институт главных федеральных инспекторов возник одновременно с созданием федеральных округов и полпредов президента в 2000 году. Количество федеральных инспекторов приблизительно равно количеству регионов, и подчинены главные федеральные инспекторы полпредам. В обязанности инспекторов входили координация взаимодействия полпредов с местными властями и участие в работе региональных органов власти — например, в некоторых регионах «реализация проектов по перспективным направлениям деятельности» и развитие транспортной инфраструктуры. Также федеральные инспекторы контролировали соблюдение федерального законодательства и приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Эффективность самих полномочных представителей президента в округах у многих вызывала сомнение — им не хватало и политического авторитета, и административного ресурса. Назначенному полпреду не так просто было убедить всенародно избранного губернатора в важности своего мнения. Не очень гибкая и совершенная структура аппарата полпредов включала и федеральных инспекторов — наблюдателей от центра в каждом конкретном регионе. Их роль и ограничивалась наблюдением. Полпредствам оказалось просто некогда заниматься анализом представленной инспекторами информации. Соответствующее место заняли инспекторы и в сознании региональных администраций.

Генеральный директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский рассказал «Времени новостей», что причина неэффективности федерального контроля была заложена еще в 2000 году: «Изначально получилось, что основные административные и управленческие ресурсы были сосредоточены в самом полпредстве, а главные федеральные инспекторы оказались маленьким хвостиком без существенных полномочий. За редким исключением, когда инспектор был сильной и влиятельной личностью. У федеральных инспекторов очень маленький и слабый аппарат, часто он вообще отсутствует. Но институт ГФИ должен был бы играть довольно важную роль в процессе федерального контроля, потому что инспекторы находятся непосредственно в регионе».

В соответствии с новым положением, разработанным администрацией президента, за федеральными инспекторами, в частности, будет закреплен контроль за расходованием губернаторами бюджетных средств, выделенных федеральным центром на исполнение делегированных им полномочий. Федеральные инспекторы также будут заниматься сбором информации о деятельности глав регионов. Видимо, использовать при этом они будут новую компьютерную программу, с помощью которой можно оценить эффективность губернаторов. Конкурс на создание таковой недавно объявила администрация президента.

«Сейчас Кремль хочет упорядочить ситуацию на уровне конкретных субъектов, ожидается некоторое перераспределение полномочий в пользу ГФИ. Полпреды могут воспринять это как свое ослабление, — считает г-н Туровский. — Но с точки зрения эффективности федерального контроля это было бы хорошо. Для губернаторов такой поворот событий тоже будет неприятным, они уже привыкли не обращать внимания на ГФИ». Тем не менее, по мнению аналитика, право участия в принятии решения о судьбе губернаторов федеральным инспекторам вряд ли дадут, но им поручат важную техническую функцию мониторинга, на основании которого будет приниматься решение о замене губернаторов.

Параллельно созданию нового рычага контроля федеральный центр демонстрирует готовность отдать регионам часть своих полномочий. На прошедшем в минувшую пятницу в Казани заседании Госсовета было принято решение перераспределить в пользу субъектов еще полтора десятка полномочий. Правда, среди них не оказалось возможностей контролировать сколько-нибудь важные ведомства. При этом федеральный контроль за губернаторами может усилиться вполне ощутимо.

Дарья ГУСЕВА

Время нвоостей

N°158

30 августа 2005

Время нвоостей

*