Стартует рискованная экранизация Гоголя — "Дело о мертвых душах"
4 сентября на телеканале НТВ состоится премьера сериала «Дело о мертвых душах», снятого по мотивам произведений Гоголя «Мертвые души», «Ревизор», «Петербургские повести» и «Вечера на Хуторе близ Диканьки».
Молодой чиновник по имени Шиллер отправляется в город N. провести расследование дела о мертвых душах. Так начинается цепь странных мистических событий и внутренних трансформаций, которые придется пережить главному герою. Мистика, свойственная произведениям великого классика, дополняет общую картину фильма.
«Дело о мертвых душах» — история авторская. Режиссер в тандеме со сценаристом Юрием Арабовым скомпилировал самых ярких гоголевских героев и придумал замысловатую притчу о русской душе, о морали и нравственности. Через призму героев 19 века авторы говорят о вечных проблемах российского народа.
«Мы не переписываем Николая Васильевича, — комментирует Лунгин. — Напротив, мы пытаемся воссоздать мир его героев досконально. Но одновременно хотим сделать это так, чтобы на экране было смешно. До сих пор я смешных экранизаций Гоголя не видел. Автор назвал свои «Мертвые души» поэмой. Как сделать из поэмы сериал, у нас пока мало кто себе представляет. Поэтому мы и смешали разные произведения, чтобы не было слишком уж нравоучительно и скучно. Актеров старались подбирать относительно молодых. А то получается, что раз Гоголь, то персонажи непременно не моложе восемьдесяти лет».
Кинопостановка Павла Лунгина — авантюрно-приключенческий фильм для современной аудитории. Создатели фильма обновили классику в соответствии с духом нового времени. Поэтому мир произведений Гоголя в сериале максимально осовременен. Под масками литературных персонажей в исполнении популярных звезд российского кино прячутся до боли знакомые лица современников — предприниматели, чиновники, авантюристы и их жертвы. А ситуации, в которых оказываются герои, и в наше время кажутся вполне бытовыми и обыденными.
В сериале самые яркие герои Гоголя будут кочевать из произведения в произведение. Для воплощения этой идеи в жизнь режиссер собрал по-настоящему звездный актерский ансамбль. Каждый из артистов открывает в картине Лунгина новые грани своего таланта.
Главную роль дознавателя из Санкт-Петербурга, обрусевшего немца Ивана Афанасьевича Шиллера, проводящего полицейское расследование о покупке мертвых душ в сериале, играет Павел Деревянко. «У него нет шинели, о которой он страстно мечтает, — говорит Павел Лунгин. — Это роднит его с Акакием Акакиевичем Башмачкиным из «Шинели». В какой-то момент его все принимают за инкогнито из Санкт-Петербурга и он оказывается в шкуре Хлестакова. Наконец, под финал фильма у него отрастает чиновничий животик, он становится таким сытым, благополучным и раздобревшим».
Константин Хабенский предстанет в образе циника и авантюриста Чичикова, самого дьявола во плоти, доводящего до сумасшествия правдоискателя и служителя закона Шиллера. Олицетворение мужественности — Сергей Гармаш — в обличии Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского с легкой руки авторов станет губернатором. Мэтру отечественного кинематографа Александру Абдулову досталась роль помещика Ноздрева. Городничиху играет Нина Усатова, Плюшкина — Леонид Ярмольник, а Собакевича — Александр Семчев. Усатова составила феерический дуэт с Ингой Оболдиной, по фильму — дочкой градоначальника. Режиссер предлагал Усатовой на выбор несколько ролей, но из-за ею любимого Сергея Гармаша она решила сыграть супругу его героя — губернаторшу.
Лунгин, сидя у монитора, хохотал как ребенок после каждого отснятого дубля. «Когда ты оживляешь классический текст, пытаешься сделать современным не по букве, а по духу, тогда и проявляется смех, — считает режиссер. — Для меня важнее снять не фильм про конкретного гоголевского героя, а картину про нескольких героев, объединенных в сложносочиненный персонаж».
Подобная экранизация — всегда риск. Но этот риск для создателей фильмы был осознанным. «Нам наверняка достанется от серьезных литературных исследователей, знатоков, ценителей и ревнителей творческого наследия классика, — говорит режиссер. — Скорее всего пойдут разговоры о фривольном обращении с текстом классика… Не спорю: посмотревшему сериал, но не читавшему книжек Николая Васильевича трудно будет сдать экзамен по его произведениям. Мы же не фабулу пересказывали, а старались передать дух. Оттого и название у нас — «Дело о Мертвых Душах». Это вольные фантазии, а не каноническая экранизация. Наш Гоголь будет живым. И вовсе не классическим. Таким, каким мы его все очень любим».
16:43 | 29/ 08/ 2005
МОСКВА — РИА «Новости»
*