Первый пошел! Советы психолога родителям, как подготовить ребенка к школе
Чем ближе начало нового учебного года, тем больше забот появляется у родителей. Во что одеть чадо, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы….
В этой суматохе многие мамы и папы совсем забывают о том, что, кроме экипировки, ребенку требуется еще и повышенное внимание, особенно если он идет в школу впервые.
Ученье — труд
Педагоги и психологи советуют родителям первые два месяца первого учебного года целиком посвятить тому, чтобы помочь ребенку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Первоклашке необходимо научиться считать и ценить время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет только после того, как сделает самое главное: уроки на завтра.
Малышу будет легче привыкнуть к школе, если заранее ориентировать его на то, что учеба — труд, который требует напряжения всех внутренних сил даже от самого способного ученика. Иначе ваш ребенок может превратиться в школьника из известного анекдота — прийти из школы со словами: «Что же вы не предупредили, что эта волынка на 10 лет?!» Любой труд предполагает трудности, только тогда он и интересен — вот что важно донести до юного сознания.
Но не всё родителям поучать ребенка. Необходимо интересоваться школьными событиями. Вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?» — первоклашкам не ставят ни «пятерок», ни «двоек»; правильнее спросить о том, что на уроке чтения показалось самым интересным, что веселого было на уроке физкультуры, в какие игры детишки играли.
Дважды два — самолет
«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени», — сетует мама, листая дневник своего чада. Учителя постоянно говорят одно и то же: «Мальчик — способный, но слишком несобранный, витает в облаках, думает, как лучше управлять самолетом, в его тетрадях постоянная грязь».
Как справиться с детской рассеянностью и стоит ли это делать, объясняет директор Научно-исследовательского центра детской нейро-психологии Александра Соболева:
— Не стоит смотреть на своего отпрыска разочарованными глазами и думать о том, что он не оправдал наших надежд. И когда в задании по русскому языку стоит «пять» за содержание, но «пара» за грамотность, не спешите ругать маленького человека. Просто ваш ребенок не такой, как все. У него, скорее всего, доминирует правое полушарие мозга.
У таких детей идет постоянное взаимодействие мира реального и мира фантазий. Ребенок полностью погружается в собственный безграничный мир. Он не хочет замечать ничего, что может отвлечь его от мира своих ощущений. Такие дети блестяще пишут сочинения на свободные темы, но совершенно не обращают внимания на грамматические ошибки. Главное для них — показать, что они чувствуют.
Бананы для ума
Допустим, то, что школа — это тяжкий труд, ваш любимец уже понял. Но быть все время на пике работоспособности маленькому человечку еще трудно. Помогите малышу прогнать усталость — ежеутренне жестким полотенцем растирайте ребенку шейную и затылочную зоны. Можно купить ему массажные тапочки или стельки — пусть хотя бы 20 минут в день отпрыск бегает в них по дому. Вместе с ребенком приучайтесь делать дыхательную гимнастику и принимать контрастный душ. Покупайте бананы — это отличная пища для ума.
Может, кому-то это покажется перебором, но пока ваше сокровище готовит уроки, зажгите в его комнате аромалампу с запахом бергамота или можжевельника.
Отдайте ребенка в музыкальную школу (естественно, если он не против). Игра на любом инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.
И наконец, позволяйте чаду больше гулять на свежем воздухе при дневном свете и во время снегопада — белый цвет очень полезен.
Синяки на душе
Многие дети не могут открыто говорить о проблемах, с которыми сталкиваются в школе. Родителям нужно уметь видеть эти скрытые синяки на ранимых детских душах. Вот те признаки, которые должны заставить родителей насторожиться, — у сына или дочки не все ладно в школе:
1.Частые непредсказуемые болезни: еще вчера был заводилой во всех играх, а сегодня поднялась температура или заболел живот. Такое часто случается, когда ребенку не нравится школа. Отрицательные эмоции, которые ваше чадо испытывает на уроках и переменках тревожат его.
2. Резкое снижение интереса к учебе и, как следствие, ухудшение успеваемости. Попробуйте проанализировать, из-за чего ваш вполне успешный ученик вдруг «съехал» на «двойки» и «тройки». Причин может быть несколько: смена учителя или классного руководителя; переход из начальной школы в среднюю; адаптация к новой школе или классу; стремительный физиологический рост.
Чтобы научить ребенка пользоваться своими способностями и сосредотачиваться, родителям необходимо соблюдать несложные правила:
- * — вы должны знать все домашние задания, чтобы следить за их исполнением;
-
* — составьте распорядок дня, оставляя на некоторые дела больше времени;
-
* — проявляйте находчивость: даже обычные домашние дела могут превратиться в творчество;
-
* — постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается;
-
* — введите поощрительную систему в виде новой книжки, похода в кино или театр;
-
* — позаботьтесь об интерьере комнаты, в которой находится ребенок: вокруг письменного стола не должно быть отвлекающих предметов;
-
* — поговорите с учителем. Пусть он попробует оценивать вашего ребенка не только с точки
зрения успеваемости.
Между тем
Советы нужны не только маленьким. Старшие классы школы — тоже своеобразный рубеж, переход к взрослой жизни. Главное на этом этапе определиться с профессией. Если ваш ребенок решил стать гуманитарием, не стоит с пеной у рта требовать от него отличных знаний по физике или химии.
Наведывайтесь «в гости» к классному руководителю — можете узнать что-нибудь интересное о собственном чаде.
Ни в коем случае не учитесь за него. Выпускные классы — шаг к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому не пишите за ребенка рефераты, не делайте его уроки и не просите учителей о пощаде и снисхождении.
Мария Агранович
Дата публикации 26 августа 2005 г.
***