Им песня строить и жить помогает. «Ливерпуль» под свой гимн выиграл у ЦСКА Суперкубок
«Ты никогда не останешься один», — так заканчивается знаменитый гимн болельщиков «Ливерпуля», обращенный к своему любимому клубу. Эти слова слышали на многих аренах мира. Но вряд ли хоть когда-то, играя на нейтральном поле, «красные» оказывались в таком меньшинстве, как в Монако, где во время матча на Суперкубок УЕФА трибуны стадиона «Луи II» на три четверти были окрашены в красно-синие цвета ЦСКА. Увы, армейцам это не помогло — команда Газзаева не смогла выиграть второй свой европейский трофей, уступив в дополнительное время 1:3. Но теперь футбольная Европа знает: ЦСКА тоже не один.
«Проигрывать обидно всегда», — скажет после матча голкипер ЦСКА Игорь Акинфеев. Но вдвойне обидно вот так, за девять минут до финального свистка, из-за двух нелепых ошибок — своей и арбитра. Именно в тот самый момент, когда победа казалось столь близкой, что протяни только руку — и вот он, серебряный кубок. Суперкубок, который в своих руках держали многие великие футболисты прошлого и настоящего. ЦСКА проиграл именно тогда, когда пропустил первый мяч. Сил на то, чтобы играть дополнительное время, у москвичей уже не оставалось, и тогда уже было ясно: второй и третий голы в ворота армейцев не заставят себя ждать.
Вряд ли когда-нибудь Валерий Газзаев будет вместе с командой разбирать эту игру на теоретическом занятии. Такие матчи не предмет для разборов. Они либо выигрываются и запоминаются во всех деталях на всю жизнь, либо проигрываются и выбрасываются из памяти. Хотя, конечно, остаются какие-то незначительные эпизоды и картинки, случайно выпадающие из игры. Вот, например, если смотреть на Газзаева и Бенитеса сзади, из ложи прессы, они настолько похожи, что их почти невозможно отличить. Они вместе, словно по выстрелу стартового пистолета, вскакивают со своих мест на тренерских скамейках, и мчатся к боковой линии, и совершенно одинаковыми движениями, словно отражаясь в зеркале, руководят действиями своих команд. Жаль только, что у Бенитеса получилось чуть лучше.
Или Суперкубок. Он, на самом деле совсем небольшой. Несмотря на приставку «супер», серебряная чаша из оникса размерами 42,5 на 20 см весит всего восемь килограммов. В ней, наверное, помещается всего один бокал шампанского, не больше. И она почему-то обвязана красно-синими лентами. Жаль, что это не намек на цвета будущего обладателя кубка.
Или Карвалью. Он единственный на поле, кто играет с выпущенной футболкой. Судья не против, хотя это формально и нарушение. Но Карвалью можно, он заслужил право на это пижонство за те восемьдесят и одну минуту, в которые пачками обыгрывал победителей Лиги чемпионов, и за тот мяч, что бразилец отправил ворота «Ливерпуля» на 28-й минуте, выйдя один на один с голкипером. Более того, голландский арбитр именно Карвалью и никому другому всегда жестами объясняет, почему свистнул или не свистнул в том или ином моменте. Жаль, не Карвалью тогда, на 81-й минуте, выбивал мяч у Сиссе, который попал тому в руку и превратился в гол, может быть, тогда бы Темминк и свистнул.
Или Сиссе. Он, между прочим, полтора тайма не переставал разминаться у кромки поля. Казалось, он уже давно там, на поле, в игре. И только по своим каким-то соображениям, если не сказать причудам, Бенитес не обращал на него внимания и вроде бы даже не собирался выпускать на замену. Жаль, что он все-таки передумал и Сиссе, сравняв счет, а в дополнительное время забив второй свой мяч и сделав результативную передачу, по праву был признан лучшим игроком матча.
И конечно же, стадион «Луи II». Он такой же, как все Монако, слегка напыщенный и на первый взгляд чуть более роскошный, чем есть на самом деле. Здесь, как и на улицах Монте-Карло, идущий навстречу с одного взгляда взвесит и тут же оценит вас в долларовом эквиваленте. Тут, наверное, самое большое количество VIP-лож. В каждой их них ведерко со льдом и бутылкой шампанского и приставленный к ним гарсон. Ни на одном футбольном стадионе мира вы не встретите столько женщин. Их наряды чуть проще тех, которые принято назвать вечерними, но чуть более изысканные, чем просто выходные, а их кавалерам, прибывшим на стадионе на черных лимузинах, красных «Феррари» и серебристых «Мазератти», вряд ли когда-нибудь придет в голову свесить баннер из VIP-ложи или запалить файер. Это как раз для них Суперкубок не трофей, а всего лишь шоу, возвещающее о старте еврокубкового сезона. Но трем остальным трибунам нужен этот кубок. Причем не меньше, чем армейцам, он нужен фанатам «Ливерпуля».
Кстати, кто им сказал, что Роман Абрамович — хозяин ЦСКА? На эту тему в России последнее время говорить не принято, а вот болельщики Ливерпуля в этом четко уверены. И даже рады этому факту: обыграть команду Романа Абрамовича всегда приятно. Есть у них что-то личное к хозяину «Челси». Заинтересовались участием Абрамовича в делах других клубов кроме «Челси» и в международных футбольных организациях.
На этой неделе ФИФА и УЕФА начнут расследование о доле участия Абрамовича в «Челси», ЦСКА, ПСВ, «Порто», «Бенфике» и «Коринтиансе», которые, по некоторым данным, образовали своеобразный синдикат. Президенты ФИФА и УЕФА Зепп Блаттер и Леннарт Юханссон договорились о специальной встрече и решили найти пути решения этого вопроса собственными силами, без привлечения судебных и финансовых властей. Генеральный секретарь УЕФА Оллсон отметил, что связи между «Челси» и ЦСКА через «Сибнефть» станут отдельным предметом расследования. Так что тяжелые времена ждут Романа Абрамовича, чью фамилию английские фанаты, кстати, произносят на манер отчества, с ударением на второй слог, и иногда даже напевают, естественно, не в хвалебных гимнах.
Впрочем, поют болельщики «Ливерпуля» всегда. Они пели гимн своего клуба в перерыве финального матча Лиги чемпионов, когда «Ливерпуль» проигрывал со счетом 0:3, и после серии пенальти, когда Стивен Джеррад поднимал Кубок чемпионов над своей головой. Они пели в Монако и когда проигрывали за девять минут до конца второго тайма, и когда получили Суперкубок. В их гимне много куплетов. Последний и самый любимый — про счастливый для них Стамбул. Теперь наверняка появится и про Монте-Карло, где, возможно, упомянут и ЦСКА. Ведь чем сильнее соперник, тем значимее победа.
Андрей ВДОВИН, Монте-Карло
Время новостей
N°157
29 августа 2005
***