Приближается осень. Начало нового учебного года в школах и университетах. Заместитель министра образования уже поздравил самарских чиновников «с успешным внедрением эксперимента – единого государственного экзамена». Эксперимент продолжается. Итоги подводить рано. А вот поразмышлять на тему «Что же все-таки дал ЕГЭ нашему образованию?», пожалуй, стоит. >>>

Предполагалось, что ЕГЭ обеспечит равные возможности для поступления в ВУЗы городским абитуриентам и ребятам из малых городов и деревень. Поскольку больше не нужно готовиться к вступительным экзаменам, то, следовательно, необходимость нанимать дорогостоящих репетиторов отпадает, и все оказываются в равных условиях. Это в теории. А на практике?

Как было до введения ЕГЭ? Репетиторы подготавливали учеников. Пусть даже не по всему курсу, а по тем его частям, которые входили в экзаменационные билеты. Однако в результате многое из «натасканного» впоследствии, на первом курсе, оказывалось весьма полезным. Кроме того, при каждом хорошем ВУЗе существовала система дополнительного образования. Да, это были платные занятия, но плата была не очень высокой. Занятия проводили университетские преподаватели, уровень которых сильно отличался от уровня среднего школьного учителя. Это была еще одна возможность получить необходимые для поступления и дальнейшего обучения в вузе знания. Сейчас эта система с успехом «демонтируется».

Сегодня все силы направлены на то, чтобы любыми способами получить высокий балл в экзаменационный лист. Знания не нужны, нужны баллы. Чтобы их получить используются любые способы: подделка «документа», помощь учителей (хотя «предметников» и не должно быть на экзамене, но разве можно проследить все школы), приглашение профессоров для решения заданий (часто школьный учитель просто не может решить задачи высокой сложности), и прямая покупка готовых ответов у чиновников, отвечающих за экзамен. Вот почему самый высокий процент учеников, получивших на ЕГЭ 90 баллов и выше, отмечен не в Москве, а в Дагестане, где много и давно говорится о больших проблемах в системе образования.

Впрочем, коррупцией сегодня мало кого удивишь. Самое плохое, что для сдачи ЕГЭ «на приемлемом уровне» вовсе не требуется думать. Даже наоборот, требуется «не думать»! Если экзаменуемый будет размышлять над каждым вопросом, искать свое решение, то ему просто не хватит времени, чтобы успеть выполнить все задания. Поэтому в большинстве школ система подготовки к ЕГЭ основана на зазубривании законов, формул, дат. Парадокс, но победитель районной олимпиады может на ЕГЭ получить меньше баллов, чем средний ученик.

Внедрение ЕГЭ приводит к тому, что учащиеся отучаются думать. У нас скоро появится поколение специалистов, которое не сможет создать ничего нового. А ведь именно этим так выгодно отличалась система российского образования.

Абитуриент, имеющий высокий балл по ЕГЭ, часто оказывается «просто не готов» к учебе в институте. Скоро лекцию для первокурсников можно будет открывать фразой: «Забудьте все, чему вас учили в школе».

Что делать? Вечный вопрос русской интеллигенции. Пока еще университеты пытаются бороться с ЕГЭ. Например, устраивают собственные олимпиады, победителей которых зачисляют вне конкурса. В ряде институтов на престижные специальности набор осуществляется по результатам собственных экзаменов. Но это пока. Если же ЕГЭ скажут «Быть!», уже в скором будущем мы с вами окажемся в обществе специалистов-исполнителей. Система образования, которая готовит к ЕГЭ, не способна вырастить генераторов идей.

P. S.Как подготовиться к ЕГЭ?

Чтобы получить по ЕГЭ высокие баллы, нужно хорошо знать предмет. Такие знания ученик не сможет «приобрести» за несколько занятий. Необходим значительный дополнительный объем часов, проведенных за уроками, как с репетитором, так и самостоятельно. Так как при этом нужно заниматься и уроками в школе, возможно переутомление. Поэтому специалисты советуют – в последний год обучения заниматься только профильными предметами, то есть теми, которые вам потребуются при поступлении. Остальным уделяйте минимум времени и внимания. Не страшно, если даже в школьном аттестате оценка будет на балл ниже. Зато сохраните здоровье.

Можно, конечно, готовиться по конкретным тестовым вопросам. Но для этого надо их знать. Вопросы министерство образования обещало опубликовать еще несколько лет назад, но по-прежнему – это информация для служебного пользования.

Ольга Петропавловская

*