Запчасти по цене всего производителя. АвтоВАЗ раскрыл условия контракта с группой СОК
ОАО АвтоВАЗ опубликовало консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2004 год. В ней содержится информация об эксклюзивном пятилетнем контракте на поставки запчастей к вазовским автомобилям, заключенном в 2004 году. Эксклюзивным дистрибутором запчастей АвтоВАЗа является ООО «Соло», подконтрольное самарской группе СОК. В случае одностороннего отказа от договора АвтоВАЗ обязан уплатить «Соло» штраф в размере 14 млрд руб.– ненамного меньше нынешней рыночной капитализации автозавода. Аналитики считают сенсацией уже то, что автозавод решился раскрыть подобную информацию, которая вряд ли понравится инвесторам. >>>
Фото: ITAR-TASS
Презентация автомобиля LADA Revolution |
Более 70% акций ОАО АвтоВАЗ распределены между номинальными держателями, 8,33% принадлежит Внешэкономбанку, около 6% – инвесткомпании AG Capital. Выручка от реализации завода в 2004 году по МСФО составила 160,5 млрд руб. ($5,57 млрд), чистая прибыль – 4,575 млрд руб. ($159 млн). В первом полугодии выручка составила 61,9 млрд руб. (на 3,4% больше, чем год назад), чистая прибыль – 2,6 млрд руб. (на 1 млрд руб. меньше, чем год назад).
Крупнейшим акционером группы СОК является Юрий Качмазов. В нее входят 44 предприятия, в том числе 21 производитель автокомплектующих. СОК обеспечивает 37% поставок компонентов для АвтоВАЗа. Консолидированная выручка группы в 2004 году – $2 млрд. Доля производства автокомпонентов в ней – 90%, автомобилей – 3%.
АвтоВАЗ и СОК – самые закрытые группы в российском автомобилестроении. В СМИ неоднократно проходила информация о том, что их контролируют одни и те же лица, и ни АвтоВАЗ, ни СОК это не опровергают. Два года назад завод официально объявил, что подконтрольная СОК фирма «Соло» получает контроль над сбытом всех запчастей к автомобилям «ВАЗ» (см. Ъ от 2 сентября 2003 года), становясь «их эксклюзивным дистрибутором». Все оптовые дистрибуторы, ранее работавшие напрямую с заводом, с 1 января 2004 года были вынуждены перезаключить договоры с «Соло». По данным Ъ, ООО «Соло» зарегистрировано в Самаре, его уставный капитал составляет 10 тыс. руб. Крупнейшим учредителем является ЗАО «Торговый дом СОК» (50%). Остальные доли распределены между тольяттинскими ООО «Ремтранс» и ООО «КБ-строй». «КБ-строй» через свое подразделение ООО «Вента» занимается продажей запчастей с 1995 года. «Ремстрой» – логистическая компания, владеющая парком в 190 грузовиков. Обе фирмы подконтрольны местным бизнесменам Шамилю Даниулову и Константину Шейкину, которые контролировали рынок вазовских запчастей до 2004 года. Такое распределение долей, по словам одного из топ-менеджеров СОК, было вынужденным: местные авторитетные предприниматели не слишком обрадовались появлению на этом рынке нового игрока.
В опубликованном на днях на сайте АвтоВАЗа в интернете финансовом отчете по МСФО впервые раскрываются детали условий контракта с дистрибутором, заключенного в 2004 году «на эксклюзивные поставки запасных частей к автомобилям, произведенным обществом», то есть с ООО «Соло» (название компании в отчете не приводится, но о смене дистрибутора завод не объявлял). В частности, говорится, что договор заключен на пять лет и является эксклюзивным. А «в случае расторжения настоящего договора ОАО АвтоВАЗ в одностороннем порядке или по вине общества общество обязано уплатить штраф дистрибутору в размере пятилетней стоимости контракта, которая оценивается руководством в 14 млрд руб.». Из этого следует, что ежегодно «Соло» выкупает у АвтоВАЗа запчастей на $100 млн. Заметим также, что рыночная капитализация автозавода сейчас составляет $660 млн, что ненамного больше суммы потенциального штрафа «Соло».
Пресс-службы АвтоВАЗа и СОК отказались комментировать кабальные для автозавода условия контракта и раскрывать его детали. Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital, предположил, что контракт с «Соло» – это своеобразный обмен уступками: «Договор был согласован в 2003 году, когда АвтоВАЗ испытывал сложности со сбытом продукции, и, возможно, СОК, как поставщик компонентов, пошел на выгодные для автозавода условия – например, заморозил цены, а в обмен получил долгосрочный договор, от которого АвтоВАЗ при любом развитии событий отказаться не сможет».
Продавцы запчастей в Тольятти сообщили Ъ, что с появлением «Соло» ситуация на рынке не изменилась. «Они просто перенесли склад запчастей в другое место,– рассказали Ъ в компании ТДМК (занимается продажей поршней).– К отпускной цене завода прибавляют свою маржу и продают».
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Гайрат Салимов считает, что экономического смысла в монополизации продаж запчастей одним дистрибутором не было: «Завод сам мог построить нормальную дистрибуторскую сеть». В пресс-службах ОАО «Горьковский автозавод» и ОАО «Северсталь-авто» (управляет УАЗом) Ъ сообщили, что реализацией запчастей у них занимаются сами заводы через сеть сертифицированных независимых дистрибуторов. Информация об условиях контракта АвтоВАЗа с «Соло» вызвала у автомобилестроителей удивление. «Неэффективность АвтоВАЗа не секрет для рынка, и инвесторы давно предполагали, что у него много подобных темных пятен,– говорит Гайрат Салимов.– Важно то, что он наконец стал раскрывать такие факты».
ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА
№ 160 (№ 3244) от 27.08.2005, СБ
***