В столице ожидается главная панк-леди
Звание главной женщины в панк-роке уже давно завоевала Патти Смит – не только легенда, но и своего рода достояние мировой культуры, поскольку не только поет, но и пишет стихи, а также делает попытки сняться в кино. И все это делает с невероятным успехом. Москвичи смогут увидеть легендарную панк-леди 3 сентября в клубе «Б2»,где Патти даст единственный концерт в поддержку нового альбома «Trampin».
Певица, поэт и композитор Патти Смит родилась 31 декабря вЧикаго, в семье охотника и оперной певицы, выросла на юге Джерси. С детства училась оперному пению, но с той минуты, когда мать купила ей два альбома Дилана, загорелась мыслью песнями добиваться социальной справедливости. В юные годы начала работать на фабрике, тогда же стала писать стихи. В 1967 г. переехала в Нью-Йорк и попала в богемный круг отеля «Челси», где частыми гостями были Энди Уорхол, Дженис Джоплин и группы Jefferson Airplane и Velvet Underground. Тогда же начал проявляться ее оригинальный подход к роковой поэзии, отразивший в себе влияния Дилана, Уильяма Берджеса и Артюра Рембо. В роковый бизнес ее ввел Боб Ньювирт, и в течение 1971 г. Патти работала над различными проектами, включая пьесу «Мышиный ковбой», в которой она была соавтором с Сэмом Шеппардом, а также выступление в спецпрограмме по ТВ.
Ее приятель Аллен Ланье из группы Blue Oyster Cult уговорил Патти писать и исполнять песни; в диске группы Secret Treaties за 1974 г. есть ее песня Carrer of Evil. Гитарист Ленни Кайе аккомпанировал ей при поэтических чтениях стихов Рембо и Бодлера в церкви св. Марка в Нью-Йорке. У Патти появился все увеличивающийся круг поклонников, когда она начала сотрудничать с изданием Cream, впервые опубликовавшись там в сентябре 1972 года. У нее было выпущено два сборника стихотворений и поэм, «Седьмое небо» и «Острие».
По совету своей подруги, а позже и менеджера Джейн Фридман, с сентября 1974 г. она начала перекладывать свои стихи и поэмы в песни. Тогда же впервые взяла в руки бас-гитару и начала выступать со все большим и большим успехом с сопровождением Кайе и пианиста Ричарда Сола в клубах Манхэттена. Тогда в ее репертуар входили песни Вэна Моррисона Gloria, Фэтса Домино Land of Thousand Dances и прославленная Хендриксом Hey Joe. Летом того же года записала свой первый сингл Piss Factory.
Ее первые диски были выполнены в схожей манере — с одной стороны, музыкальный роковый примитив, с другой — туманность образов и высокая эмоциональность. По словам Патти, эта музыка посвящается людям , «которые ложатся спать, не будучи уверенными, что проснутся».
В 1976 г. она очень много гастролировала, и, учитывая насыщенность представлений Смит и ее экспрессивную манеру выступлений, затраченным ею усилиям могли бы позавидовать Мик Джаггер или Тина Тернер.
Выпущенный в мае 1978 г., третий диск «Easter» обозначил поворот к богатым аранжировкам и более проработанному звучанию. В значительной степени это было заслугой продюсера Джимми Йовина, известного работой над альбомом Брюса Спрингстина Born to Run, который создал подобающее окружение для голоса певицы, а самой музыке придал «металлические» оттенки. Патти поняла, что роль музыкального сопровождения сводится не только к поддержке вокала. В результате, хотя драматичность композиций не изменилась, песни Патти уже нельзя стало определять, как «амбициозный примитивизм». Над выделкой лонгплея работал новый клавишник Брюс Боди, который сменил на короткое время Ричарда Сола. Помогли также Ланье и Том Верлен, с которым у Патти когда-то был громкий роман.
Этот диск надолго стал крупнейшим коммерческим достижением Смит, и не последнюю роль в этом сыграло исполнение песни Because The Night, сочиненной Патти с Брюсом Спрингстином. Ее текст без сомнения можно отнести к роковой классике: сюрреалистические образы, имеющие точное литературное отнесение, укладывались в последовательность ясных и идентифицированных ситуаций. В целом диск этот для широкого слушателя был гораздо более доступным, чем его предшественники, в чем некоторые обозреватели усмотрели определенный компромисс. Следующие после «Easter» диски в той или иной мере повторяли его успех.
За всю свою карьеру Патти была не слишком плодотворна — четыре альбома в 70-е, один в 80-е, два в 90-е и два в 2000-е — «мама панка» Патти Смит может позволить себе говорить только тогда, когда в этом есть острая необходимость. И говорить веско и убедительно, по праву абсолютно самостоятельной и самобытной творческой величины, подчиненной одному внутреннему императиву. После заполитизированного альбома 2000 г. «Gung Ho», отклика на ситуацию конца 90-х, Патти Смит выдержала паузу всего в четыре года. Теракты 11 сентября 2001 г., Афганистан, Ирак — все это слишком серьезные события, чтобы оставаться в стороне.
Сейчас Патти дает концерты в поддержку новой программы. Новый альбом «Trampin» («бродяжничество», «долгий пеший переход») — это еще одно донкихотское странствие Патти Смит. Вооруженная живым поэтическим словом, полагаясь на минималистскую музыкальную драматургию, она создает суровый звуковой пейзаж. Нелицеприятная правда, оголенная боль, ставшее обыденностью убийство, к которому человек не имеет права привыкать, — таким сюжетам не нужны фестончики и рюшечки. Патти во главе своей многолетней команды, включающей Ленни Кэя (Lenny Kaye), Джея Ди Догерти (Jay Dee Daugherty), Тони Шенехена (Tony Shanahan) и Оливера Рэя (Oliver Ray), выбирает самую короткую дорогу к цели. Прямолинейный, даже скуповатый рок-н-ролл, блюзовая оттяжка, простые мелодии, экономные аранжировки. Содержание прежде всего. Некоторые композиции сводятся к голосу и одному-двум аккомпанирующим инструментам. Это выдвигает огромные, почти непосильные требования к текстам и артистизму вокалистки. Требования, которые Смит решительно взваливает на свои хрупкие плечи и несет легко, как пушинку.
Иван ПЕЧАТНИКОВ, 26 августа, 04:53
*