В августе исполняется ровно год работы в Самарской областной филармонии заслуженной артистки России лауреата европейских конкурсов органной музыки Людмилы Камелиной.

Сегодня самарские меломаны могут регулярно внимать органной музыке безо всякого техпосредничества в виде сиди-плееров и музыкальных центров. Внимать, сидя непосредственно в зале и видя, как хрупкая, миниатюрная солистка-органистка Людмила Камелина виртуозно извлекает божественные звуки из такого фундаментального полифоничного инструмента, каким является орган. 2005-й год, между прочим, является юбилейным для органной музыки в Самаре — исполняется пять лет самарскому органу. Однако что такое пять лет по сравнению с той многовековой историей, что насчитывает этот инструмент? Мгновение…

Вкус самарской публики в части восприятия органной гармонии безо всякого уничижения можно считать лишь формирующимся. Пригласив в Самару из Красноярской краевой филармонии Людмилу Камелину, Самарская филармония приобрела в лице именитой органистки еще и вдохновенную просветительницу органной культуры. Пример тому — концерты, в ходе которых Камелина выступает не только солисткой, но и неким гидом в царстве-государстве его величества Органа и органной мировой культуры. Причем, умеет находить эмоциональный контакт не только со взрослыми слушателями, но и с самарскими дошколятами, тем самым воспитывая и формируя будущие поколения ценителей этой, в сущности, элитной музыки. 20 сентября в филармонии состоится первый органный концерт нового самарского сезона — «Возникнет вечное перед тобою».

Людмила Геннадьевна, обычно орган накрепко связан в нашем сознании с католическим и протестантским богослужением…

— Изначально органная музыка и была частью западного богослужения… Но уже во времена Иоганна Себастьяна Баха у нее выявилась не только прикладная функция. Начала развиваться светская органная музыка, которая могла звучать не только в ходе канонической церковной службы, но и в качестве сопровождения свадебной церемонии, в концертах…

Органная духовная музыка опирается на тексты католической мессы, хоралы, псалмы. 20 сентября будут звучать романтические произведения композиторов Франка, Мендельсона, Регера, Райнбергера, Ройбке…

С осени этого года Самарская филармония проводит серию органных концертов для детей «Маленький органный абонемент для маленьких слушателей». Это театрализованные сказочные представления для младших школьников, в которых примут участив артисты филармонии и будет звучать орган. Маленькие самарцы узнают много нового из истории органной музыки, устройства этого инструмента.

Продолжится в предстоящем сезоне и традиционный большой самарский органный абонемент. Будут выступать музыканты-органисты разных поколений из самых разных стран — Германии, Норвегии, Латвии…

Интерес к органной музыке растет не только у нас в России, но и во всем мире. И во многом этот интерес способствует стиранию границ.

В июне этого года я ездила с гастролями в Чехию на международный фестиваль органной музыки, проводимый уже в пятнадцатый раз. Я была на третьем по счету таком органном фестивале, и вот спустя 12 лет опять побывала на нем. В этот раз довелось выступать с концертом в огромном соборе г. Литомержице перед полутора тысячами слушателей. Собор был полон. Один этот факт говорит о неугасающем интересе к органному искусству в Западной Европе, несмотря на то, что органную музыку прихожане слышат каждую неделю во время службы и она не является чем-то необычным и новым.

И, кстати, некоторые солисты-органисты, встреченные мной на фестивале, бывали со своими концертами в Самаре и хорошо отзывались о самарской публике.

Людмила Геннадьевна, в Самару вы приехали уже именитой органисткой, откуда начинался ваш путь в музыку?

— Я волжанка, выпускница Казанской консерватории. Раньше, когда у нас в стране было не так много органов, на органистов учили далеко не все отечественные консерватории — Ленинградская, Московская, Горьковская (одна из старейших в России органных школ), Новосибирская…

Но когда в 70-е годы я поступила в Казанскую консерваторию, там как раз открылось органное отделение, которое я тоже окончила вдобавок к фортепианному. Потом — ассистентура-стажировка при Казанской консерватории. А однажды после выступления на одном конкурсе я была приглашена на мастер-классы члена жюри конкурса Зигмунда Сатмари, известного немецкого профессора-органиста в Швейцарию.

И лишь потом, после сдачи вступительных экзаменов, я стала учиться у этого профессора в Высшей школе музыки (аналог нашей консерватории) во Фрайбурге. Помимо музыкального мастерства для меня было очень важно пожить в среде, где органная музыка — часть традиционной культуры. После Фрайбурга я двенадцать лет проработала солисткой Красноярской краевой филармонии — там находится один из старейших российских филармонических органов, которому почти четверть века…

С 20 августа 2004 года я работаю солисткой-исполнительницей органной музыки в Самарской государственной областной филармонии.

Людмила Геннадьевна, а вы не потеряли, так сказать, статусно, перебравшись в Самару? Красноярск как никак — город краевой, а не областной, да и орган там постарше-посолиднее…

— На самом деле, орган в Самаре — ничуть не хуже и не лучше красноярского. У каждого из этих инструментов есть замечательные по красоте тембры. И есть свои слабые стороны, чего не лишён ни один орган в мире, ведь абсолютно совершенных инструментов нет. Хотя сейчас и используются новые технологии.

Это в том смысле, что никому не надо за кулисами меха раздувать, чтобы орган звучал? Честно говоря, бывает поначалу удивительно видеть, как вы, такая хрупкая и миниатюрная женщина — одна, без помощника, способны извлекать божественную музыку небесных сфер из такого сложного фундаментального инструмента…

— Людей, приводящих в действие воздухонагнетательный механизм органа, называют калькантами. То есть раньше органист предварительно объяснял кальканту, в каком месте произведения менять звучность. Сейчас его заменил электромотор. А помощником органиста во время концерта, переключающим регистры, является его ассистент. Но как вы понимаете, солисты, конечно же, предпочли бы работать одни и не зависеть ни от кого.

Самарский орган, современный, с компьютерной программой, дает такую возможность. Я сама делаю все, мне не нужен ни калькант, ни ассистент, когда я играю на самарском органе…

Вторая причина моего предпочтения Самарской филармонии — это заинтересованное отношение к классическому искусству в целом внутри филармонии и, как следствие, доброжелательность и активный интерес публики. Ну а третье… Я уже обмолвилась, что я волжанка, выросла и выучилась на Волге, в Казани. Даже долгие годы живя в сибирском Красноярске и полюбив Сибирь, я все равно продолжала скучать по Волге.

Когда разные музыканты играют одно и то же произведение на одном и том же инструменте, в итоге получается далеко не одно и то же. В чем причина?

-Причина, прежде всего, — в своеобразных тембровых характеристиках органа, ну и, конечно в пристрастиях исполнителя, его темперамента, образования, фантазии, наконец! В музыке существует обилие всевозможных тембров, исполнительских манер. Одно и то же произведение, исполненное на одном и том же инструменте разными исполнителями — это фактически два разных произведения. Я вам больше скажу. Даже один и тот же исполнитель, играя одно и то же произведение на одном и том же инструменте, тоже играет его по-разному. Потому что человек и внутренний его мир, влияющий на исполнительскую манеру, меняется ежедневно, если не ежеминутно.

Вы хотите, чтобы ваш сын тоже стал музыкантом?

— Когда я на концерте общаюсь с маленькими слушателями, рассказывая им про орган и органную музыку, мне это несложно делать. Я мама семилетнего сына и знаю, как говорить с детьми о музыке. Мой сын учится играть на флейте. Флейта, кстати, «духовная» родственница органу.

Наша справка:

Торжественное открытие первого в Самарской губернии органа, одного из самых молодых органов в России, построенного в 2000 г., состоялось 16 февраля 2001 года. «Король инструментов», как назвал орган Моцарт, был приобретен при финансовой поддержке областной администрации за 1 миллион долларов. Орган для Самары изготовлен органостроительной гамбургской фирмой «Рудольф фон Беккерат».

Настройщик органов Кристоф Рандель, прибывший из Германии в Самару, чтобы осмотреть инструмент после трех лет работы и настроить перед новым концертным сезоном, говорит, что фирма «Рудольф фон Беккерат» не делает двух одинаковых органов. Все ее инструменты отличаются друг от друга. Самарский орган обладает неповторимым тембровым потенциалом, в нем 52 регистра.

Кристоф Рандель настраивал самарский орган бесплатно: инструмент находился на гарантийном обслуживании. Если бы гарантии не было, то работа немецкого мастера обошлась бы в 30 тысяч долларов. Кристоф Рандель, осмотрев орган, заявил, что инструмент находится в хорошем состоянии. Таким его и передали год назад своей солистке. До этого, все три года существования органа в Самаре, у него не было постоянного солиста. Концерты органной музыки проводили лишь гастролирующие музыканты. Когда орган в Самаре только открывался, говорили, что его солистом станет молодой человек, однако этого не произошло, и самарский орган обрел не солиста, а солистку в лице Людмилы Камелиной.

Беседовала Диана КАН

«Самарская неделя»

№ 34 (10174) от 26.08.2005.

*