Близится конец отпускного сезона. Отдохнувшие и подзарядившиеся жизненной энергией на курортах и дачах, россияне выходят на работу. Однако, как подметили врачи, вместо того чтобы с утроенной энергией совершать трудовые подвиги, многие люди начинают хандрить. Капризничают, притворяются больными и даже впадают в депрессию. Психологи в таких случаях ставят диагноз – постотпускной синдром. Лечить его медики советуют солнечными ваннами, утренней зарядкой и шоколадом.

Депрессия после отпуска может поразить кого угодно. И хотя работодатели считают хандру своих сотрудников блажью, многим фирмам постотпускной синдром наносит вполне реальный ущерб. Бывшие отпускники становятся рассеянными, они не в силах заставить себя выполнять обычные задания. Трудовые будни видятся им в сером цвете, а любимая прежде работа становится невыносимым бременем. Особо чувствительные натуры или люди, склонные быстро принимать решения, даже начинают просматривать объявления о новой работе.

Отпускные «рецидивисты»

Многие снова уходят в отпуск, как в запой – продлевая и продлевая удовольствие. Это подтверждают, кстати, и российские туроператоры. Они признают, что к ним нередко обращаются отпускники, которые всего лишь неделю назад вернулись из путешествия. «У нас был случай, когда клиенты пришли к нам уже через три дня после своего возвращения из отпуска, – рассказал «НИ» туроператор 1-го Московского турбюро. – В основном на повторную поездку решаются молодые люди до 35 лет, большинство из них – одинокие женщины, таких около 70%. По профессии это чаще всего секретари, менеджеры с доходом в 600–700 долларов, которые выбирают недорогие туры в безвизовые страны – в Турцию, на Кипр». А в турфирме «ТурЭкспресс» «НИ» сообщили, что отпуск себе продлевают не только менеджеры среднего звена, но и руководящий состав, директора предприятий.

Болезнь – защитная реакция

В Советском союзе постотпускного синдрома не было, потому что люди не работали с такой интенсивностью, как сейчас, утверждает специалист международного центра практической психологии «Интеграция» Наталья Панфилова. «Длительность отпуска играет решающую роль, – рассказала «НИ» г-жа Панфилова. – То есть чем дольше отпуск, тем сложнее потом влиться в свой рабочий график. Сейчас многие предпочитают выходить в отпуск на неделю-две. Но у некоторых групп, например учителей, большие отпуска. Им действительно сложнее влиться в работу. Отпуск – это другой режим жизни. Люди живут в ином темпе. С одной стороны, это благо для организма. Но когда человек возвращается на работу, ему приходится раньше вставать, больше успевать».

На появление постотпускного синдрома влияет и отношение человека к своей работе. Врачи говорят, что значительно ярче депрессия после каникул проявляется у тех, кто не в восторге от своей работы. Труд для них либо слишком рутинный, либо слишком ответственный. Тяжело включиться в рабочий режим тем, кто не меняет сферу своей деятельности, слишком долго сидит на одном месте. «Зачастую после выхода из отпуска человек может даже заболеть, – утверждает Наталья Панфилова. – Это такая защитная реакция организма, классический психологический прием – продлить себе отпуск. Болезнь позволяет сделать переход в окружающую действительность более мягким. И хотя человек все равно возвращается к домашним заботам – сковородкам, плоскогубцам, но зато на работу ходить не будет. Обычно болезненное состояние отпускники списывают на акклиматизацию. Но все это об одном – человек не может быстро переключиться с одного ритма жизни на другой».

Страдают и дети

Ощущения, которые взрослый человек испытывает во время постотпускного синдрома, похожи на те, которые переживают дети, возвращаясь с каникул в школу. «Я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю школу и первое сентября, – говорит известный столичный психолог и психотерапевт Борис Новодержкин. – Мои родители первого сентября говорили: «Дети, в школу собирайтесь, петушок давно пропел!» Это одно из самых ужасных воспоминаний». Но дети быстрее взрослых привыкают к неизбежным школьным будням.

Впрочем, психологи считают, что взрослые мужчины и женщины по-разному воспринимают переход от отпуска к работе. Женщинам смена ритма дается легче. Их психика более гибкая, они с удовольствием идут в офисы, чтобы рассказать друзьям и коллегам о своем путешествии.

Постотпускной синдром испытывают и трудоголики, и лентяи. Вторым, разумеется, возвращаться на работу тяжелее. Но с другой стороны, трудоголики не умеют или не могут расслабиться во время отпуска и, как правило, выходят на работу не отдохнувшими. А накопившаяся усталость не позволит им эффективно стравляться с заданиями.

Солнце, шоколад и шопинг

Во время постотпускного синдрома человек склонен преувеличивать негативные факторы. Его оценка окружающей действительности – ложная. Поэтому психологи рекомендуют все-таки принимать меры для снятия депрессии. Самый простой способ борьбы со сплином и хандрой – витамины, солнечные и солевые ванны, утренняя зарядка. Также хорошо помогает горький шоколад – он повышает в крови уровень эндорфинов – гормонов, снимающих стресс. Правда, женщинам лучше заменить шоколад на шопинг – прогулки по магазинам также помогут отвлечься от повседневности, зато объем талии не увеличится.

Зная свои личные особенности, можно выделить себе два-три дня для того, чтобы переключиться с одного режима на другой. За это время отпускник успеет разобрать чемоданы и привыкнуть к погоде. Однако сразу планировать новый отпуск неразумно. Это будет еще больше отвлекать от навалившихся забот.

Врачи советуют потратить первые рабочие дни на обозрение новых горизонтов и перспектив. «Я даю этот совет бизнесменам, которые постоянно загружены, у них практически нет свободного времени, – говорит Борис Новодержкин. – Перед отпуском все работают, зачастую ничего не успевают, а после отпуска такой текучки нет, тогда появляется время, чтобы посмотреть на фирму как на некую целостную систему. Ведь в текучке мелочи затягивают, и ты уже как автомат работаешь. После отпуска есть время подумать, как оптимизировать работу, как распределить обязанности».

Готовь сани летом

Хороший руководитель компании может добиться того, чтобы постотпускная хандра сотрудников не влияла на рабочий процесс. «Все дело в характере работников, – утверждает психолог Наталья Панфилова. – Большинство из тех, кому трудно выйти из отпуска, перед отдыхом бросаются на работу и могут за один день сделать столько, сколько другой человек будет неделю делать. А другие люди, наоборот, перед отпуском не могут заставить себя даже думать о работе, считают в календаре последние дни до отъезда, зато после отдыха с удвоенной силой берутся за работу. В таком случае эффективно распределить обязанности не составит труда».

Поэтому работодателям обязательно нужно учитывать психологические особенности своих работников. Специалисты советуют начистоту поговорить с работником, спросить его: «Можешь после отпуска броситься грудью на амбразуру?» Но выбор сотрудника должен быть добровольным и честным. И этот разговор нужно провести заранее, а не в последний день перед отпуском. Некоторые компании специально проводят психологическое тестирование нового работника. Можно в них добавлять и пункт об отношении к работе после отпуска.

Кроме того, каждому работодателю по силам снять постотпускную вялость у сотрудников и вызвать у них желание работать. Для этого достаточно устроить корпоративную вечеринку или вылазку на природу с шашлыками и футболом.

«Новые Известия»

*