Роковое лето-2005 выявило дефицит молодых талантов на нашей эстраде
Последние дни августа — хороший повод подвести музыкальные итоги уходящего лета. Традиционно считающееся «мертвым сезоном», когда артисты стараются не выпускать новые альбомы и не устраивать грандиозных презентаций, а промоутеры откладывают сольные визиты зарубежных звезд до завершения отпускного периода, лето диктует свои формы проведения музыкальных акций. Это прежде всего всевозможные фестивали и конкурсы молодых исполнителей. И уходящее лето не стало исключением — любителям шумных массовых зрелищ будет что вспомнить.
«МАКСИДРОМ»
Открыл фестивальную череду «Максидром», отмечавший в этом году свой десятилетний юбилей.
Тем не менее, понимая, что невозможно поддерживать стабильный интерес к «Максидрому», не меняя его формы и содержания, организаторы юбилейного фестиваля пошли на рискованный эксперимент, смело вычеркнув из «максидромовского» списка его постоянных участников («Би-2», «Ночных снайперов», «ЧайФ» и прочих столпов отечественной рок-сцены) и сократив число выступавших команд до семи. Причем три из семи заявленных групп — Thirteen Senses, The Servant и Franz Ferdinand — прибыли из дальнего британского зарубежья, еще одна — «Океан Эльзы» — из зарубежья ближнего. «Нашу» музыку представляли «тяжеловесы» — «Мумий Тролль» и Земфира, а оправдывать девиз мероприятия — «Максимум новой музыки» — довелось новичкам сезона — группе «Братья Грим».
Поступившись количеством, «Максидром» явно прибавил в качестве, во-первых, позволив отыграть участникам полноценные сеты, во-вторых, собрав целевую аудиторию, пришедшую послушать заявленные коллективы.
Нашлись и недовольные среди «максидромовской» публики, ценившие фестиваль именно за его традиции — они возмущались отсутствием привычных «максидромовских» артистов. Возмущались напрасно, потому как увидеть эти коллективы на сцене столичные любители рока чуть позже смогли дважды — на «Крыльях» и «Нашествии».
«КРЫЛЬЯ» И «НАШЕСТВИЕ»
Поскольку «Крылья» и «Нашествие» во многом схожи, имеет смысл провести между ними параллели. И та, и другая акции не обошлись без нововведений. Руководствуясь принципом «хорошей музыки должно быть много», в отличие от «Максидрома» два последующих open-air»а сделали упор на количество: на вернувшихся в Тушино и ставших двухдневными «Крыльях» отыграли полсотни команд (годом ранее — около 30), на «Нашествии», увеличившем хронометраж до трех дней, — более ста коллективов против прошлогодних 44. И та, и другая акции сделали ставку на преемственность поколений — в списках участников оказались и именитые группы, и гораздо менее известные широкой публике (ранее игравшие в основном на клубных площадках) команды.
Более двадцати групп успели отметиться и в Тушине, и в Эммаусе, причем оказалось, что на два фестиваля в нашей стране не хватает не только грандов — «Алисы», «Агаты Кристи», «ЧайФа», «Арии», Кипелова, «Би-2», «Ва-Банк», но и клубных групп («… И друг мой грузовик», Jane Air, Cabernet Deneuve, Tractor Bowling, Dети Picasso и проч.).
«Крылатое» действо разворачивалось на двух сценах попеременно — пока на одной артисты выступали, на другой готовились к выступлению. На «Нашествии» сцен было три — главная, отданная рок-мэтрам, а также южная и северная, причем музыка играла одновременно на всех трех площадках. Желание объять как можно больше жанров и форм и таким образом привлечь в Эммаус как можно больше публики оказалось похвальным, но не слишком эффективным — по числу собранных зрителей «Нашествие» проиграло «Крыльям» ровно в два раза.
Если масштабные летние open-air-фесты — это мировая традиция, и всемирно признанные артисты — Мэрилин Мэнсон, Motley Crue, Maroon 5, Prodigy, Green Day, Oasis, Nine Inch Nails, Rammstein и проч. — просто кочуют с одной площадки на другую, то конкурсы молодых исполнителей практически в промышленных масштабах — это российское ноу-хау. С прикладной точки зрения лето — самое удачное время для новичков заявить о себе, когда состоявшиеся артисты предпочитают переждать «мертвый сезон», откладывая релизы и колеся по городам и весям (преимущественно курортным, чтобы приятное с полезным совместить).
Туда же, на курорты, обращают свой взор устроители конкурсов, жаждущие привлечь под свои флаги и звезд поярче, и публики побольше.
«ПЯТЬ ЗВЕЗД»
По этому пути пошли организаторы двух крупнейших конкурсов молодых исполнителей — «Новая волна» в Юрмале и «Пять звезд» в Сочи.
В Сочи «разогревать» начинающих приехали звезды первой величины: Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Игорь Николаев, Лев Лещенко, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Леонид Агутин, Анжелика Варум и др.Они, несомненно, порадовали курортную публику и собравшихся у экранов телезрителей, но невольно «сыграли против конкурсантов», большинство из которых неважно смотрелись на фоне более опытных коллег. Пение конкурсантами вживую, задекларированное организаторами, не всегда соответствовало должному качеству, особенно для телевизионного эфира, заставив при подведении итогов отметить невысокий вокальный уровень многих конкурсантов. «Мы отобрали лучших артистов из числа приславших нам свои фонограммы», — честно объяснили организаторы. И еще один минус телевизионного альянса устроителей — три конкурсных дня оказались разнесены по «кнопкам»: первый и третий туры прошли на Первом канале, второй — неожиданно для многих зрителей, включивших телевизор, не заглядывая в программу, — на канале «Россия».
«НОВАЯ ВОЛНА»
У юрмальского смотра проблем с претендентами на участие не было. Напротив, в этом году была отмечена небывалая активность молодых певцов, так что организаторам — компании АРС — пришлось изменить регламент и дать шанс на победу двум «лишним» исполнителям.
Нынешняя «Новая волна» считается преемницей юрмальских конкурсов, некогда имевших статус всесоюзных, и продолжает традиционно давать путевку в жизнь молодым да ранним. И артистов «советских» — Кобзона, Пугачеву, Гурченко — юрмальская публика встречает с особым почетом, вставая при их появлении на сцене. Что до Примадонны, то она стала просто «козырной картой» для конкурирующих — что бы ни говорили устроители «Пяти звезд» и «Новой волны» между собой, куда она приедет, тот конкурс и более значим.
Мудрая Пугачева поступила по справедливости, почтя своим вниманием и Сочи, и Юрмалу. Судачили, что за участие в «Новой волне» (назначенная «музой», Алла Борисовна открывала все фестивальные концерты и в качестве ведущей поработала на «Девичнике») ей заплатили полмиллиона долларов. Не будучи уполномоченным следить за банковскими счетами великой артистки, могу заметить, что если этот факт имел место быть, это была самая разумная в смете мероприятия расходная статья. Тем более что пятьдесят тысяч из собственного кармана Алла Пугачева подарила занявшей второе место украинке Тине Кароль, увеличив удельный вес «серебра» до 75 тысяч (победителю Интарсу Бурсулису досталось $35.000, Полине Гагариной, ставшей третьей, — $15.000). Кстати, солидные денежные премии — еще один юрмальский козырь в отличие от сочинского смотра, где финансовые поощрения изначально вообще не предусмотрены. И еще. «Новая волна», пожалуй, единственный на сегодняшний день конкурс, чьи победители и лауреаты на слуху до сих пор — и не доживший в первоначальном составе до сегодняшнего дня Smash!!, и Ирина Дубцова, и Дима Билан, и Анастасия Стоцкая…
Хочется верить, что не будут забыты и победители нынешней «Новой волны» — во всяком случае Тина Кароль уже участвует в сборных российских концертах, а клип Полины Гагариной на «Колыбельную» собственного сочинения уже ротируется в телеэфире.
«СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР»
Отдельно следует отметить и прошедший между «Пятью звездами» и «Новой волной» фестиваль «Славянский базар в Витебске». Это одно из немногих мероприятий, проводимых на государственные деньги. Фестивальная неделя была насыщена всевозможными акциями, охватывающими все многообразие культурных жанров — театр, кино, эстраду, народное творчество и т.д. Однако, будучи, как и «Новая волна», международным по статусу, витебский конкурс за 14 лет своего существования не открыл ярких звезд, «доживших» до наших дней. Возможно, виноваты крайне размытые принципы отбора российских участников конкурса в Витебске — а как иначе объяснить появление на сцене в этом году Екатерины Рахманьковой, уже третьей девушки под такой фамилией, боровшейся за победу на «Славянском базаре». Успеха своей сестры Александры, занявшей в «Витебске-2000» первое место, Катя не повторила, выступив, как и другая ее сестра, Ольга, крайне неважно.
В любом случае конкурсы, на чьи бы деньги фестивали ни устраивались и в каком статусе — федеральном или международном — они ни проводились, ясно одно: факт их существования и популярности у зрителей говорит об остром дефиците хороших песен и интересных исполнителей.
«Российская газета» №189 (3858), 26.08.05
*