122-й закон о монетизации льгот действует уже восемь месяцев и можно смело подводить первые итоги его реализации на местах. Российскому фонду помощи (РФП) было с самого начала интересно, как новый порядок отразится на его почте. Какие просьбы исчезнут из нее? Каких станет меньше? Как компенсации удешевят стоимость проблем авторов писем? Разумеется, наш анализ не назовешь глобальным и репрезентативным. Речь идет лишь о нескольких сотнях писем в месяц. Но это тоже показатель, поскольку пишут в РФП практически из всех регионов страны. Так вот, в почте фонда ровно никаких перемен не отмечено.

Просьбы о помощи в оплате современных средств реабилитации и лечения с помощью высоких медтехнологий составляют до 75% почты РФП. В 2004 году по нашим публикациям собрано свыше $2,3 млн. Наиболее охотно читатели помогают детям, особенно в лечении рака, пороков сердца, сколиозов, детских церебральных параличей и слухопротезировании.

Закон РФ #122 в части снабжения льготников средствами реабилитации в 2005 году реализуется в рамках постановления правительства РФ #771 от 12 декабря 2004 года. В частности, инвалиды имеют право на денежную компенсацию, если «предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство» им не может быть предоставлено или если они приобретут его за свой счет, но сумма компенсации составляет «не более стоимости закупки протеза исполнительным органом фонда социального страхования». В медицине высоких технологий действует приказ Министерства здравоохранения и соцразвития РФ и Российской академии медицинских наук #259/19 о распределении федеральных квот на лечение среди крупнейших медцентров страны от 6 апреля 2005 года.

Если обратившемуся за помощью в РФП положена компенсация, то это значит, что нашим читателям-благотворителям его просьба обойдется дешевле ровно на размер этой компенсации. А если компенсация положена, но не выдается, то читатель-благотворитель платит дважды. Один раз при уплате налогов (из которых должны выплачиваться компенсации), а второй – за автора письма. Так вот, просьбы в фонд не подешевели, не говоря о том, что меньше их не стало. Наоборот, отмечается даже рост числа обращений. Что же происходит? А вот что.

Возьмем, например, Новосибирский НИИТО – ведущую клинику страны в области хирургии позвоночника (124 операции в 2004 году, за 102 из них читатели заплатили $600 тыс.). «Квотное» лечение в нем Минздравсоцразвития ограничило сибирскими и дальневосточными регионами. Но те не выбирают свои квоты. При этом для больных из других регионов бесплатный вход в Новосибирск закрыт. Так, семья Нарежних из-под Саратова, у которой десятилетняя девочка с тяжелейшим сколиозом, сообщает в РФП о получении на родине направления на лечение в Санкт-Петербург и просит денег. В Саратове сколиоз не оперируют, а в Петербурге выставляют счет на $10 тыс. РФП связывается с Новосибирском и выясняет, что там эта же операция обойдется на треть дешевле. Но ни федеральной квоты, ни ее компенсации этой семье в Саратове не выдают. Таких историй у нас в почте десятки.

Получается, что красивое и логичное решение о свободе выбора больным места лечения есть, а денег на его исполнение (в виде компенсации) у Минздравсоцразвития нет? Или это исполнители плохие? Приказ #259/19, кстати, появился на свет через восемь месяцев после принятия Госдумой закона #122. И автор у документов фактически один – министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов.

Идем дальше. Если судить, например, по объемам госзакупок на этот год, то все российские глухие законом #122 должны быть очень довольны. Объемы финансирования выросли так, что впервые глухим предлагают не только устаревшие отечественные, но и современные импортные слухопротезы. Но дело в том, что модельный ряд бесплатных аппаратов мал, и большинству выбрать опять не из чего. Детям-инвалидам в Калуге, к примеру, предлагают две модели: сверхмощные Musik PRO SP фирмы Siemens (12 713 руб. за аппарат) и мощные Flair 110 фирмы Bernafon (9825 руб.). Во Владимире выбор даже богаче: там предлагают три оригинальные модели из Китая по цене от 1710 до 4980 руб. Дешево и сердито. Настолько сердито, что технические характеристики аппаратов, как и производитель, неизвестны. А сами аппараты лишены какой бы то ни было возможности настройки.

Вот как описывает выдачу аппаратов один из родителей: «Вам их не подбирают, а выдают. Нужны сверхмощные? Берите Musik. А сыну в них плохо. Ему нужны сверхмощные, но не Musik». Для квалифицированного подбора аппаратов ребенку надо иметь как минимум десять моделей. «Сделав аудиограмму, мы обычно отбираем четыре пары аппаратов. Они похожи, но разборчивость речи и восприятие шумов разнятся так, что лучшей для конкретного ребенка оказывается лишь одна пара»,– говорит директор центра реабилитации «Отофон» Ольга Смирнова.

И аппараты глухим навязывают, требуя письменного отказа от претензий, а денежная компенсация выдается крайне редко. Опять получается, что и закон хорош, и подзаконные акты вроде постановления правительства #771 славные, да исполнители подкачали? Вряд ли стоит рассчитывать, что в ближайшие год-два что-то изменится. Ведь исполнители на местах, даже если исключить коррупцию, действуют как всегда. Новых схем им никто не предложил. Положены бесплатные – получите!

А казалось бы, чего проще? Если уж и закон декларирует замену натуральных льгот деньгами, то почему бы не отдать гражданам стоимость гарантированной услуги? Нет, проще, оказывается, наоборот: держать гражданина в неведении и устраивать тендеры, где возможна победа даже никому не известных китайских аппаратов.

ЛЕВ АМБИНДЕР

руководитель Российского фонда помощи

№ 159 (№ 3243) от 26.08.2005, ПТ

"Коммерсантъ"

*