Чтобы автомобили “АвтоВАЗа” остались дешевыми, он готов пожертвовать даже сотрудничеством с General Motors. Лидер отечественного автопрома через четыре года намерен выпустить на рынок две новые модели классов В и С, и, возможно, обе без участия западного партнера. Как ни странно, эксперты считают это чуть ли не единственным шансом для российского автогиганта.

В 2004 г. “АвтоВАЗ” выпустил 717 985 автомобилей. Выручка по РСБУ за 2004 г. –125,9 млрд руб., чистая прибыль – 5,6 млрд руб. В первом полугодии 2 005 г. “АвтоВАЗ” выпустил 335 159 автомобилей.

По данным PricewaterhouseCo-opers, в первом полугодии доля импортных машин на российском рынке выросла на 10% до 47%, а доля отечественных авто сократилась с 55% до 46%. Российские заводы не выдерживают накала конкурентной борьбы — Минпромэнерго сообщает, что за шесть месяцев они сократили продажи на 14%. Продажи иномарок начали расти два года назад, во многом это произошло благодаря организации в России сборочных производств иномарок для среднего класса. Минпромэнерго считает, что к 2008 г. выпуск таких иномарок увеличится в 3,5 раза. А вот спад производства отечественных автомобилей, по оценке “Северсталь-Авто”, продолжится — в 2010 г. их будет произведено 956 000 против 1,01 млн в 2003 г.

Несмотря на частичную потерю позиций, “АвтоВАЗ” не намерен отказываться от производства недорогих автомобилей. Как заявил вчера председатель совета директоров предприятия Владимир Каданников, в 2009 г. “АвтоВАЗ” может поставить на конвейер еще две новые модели классов С и В. Автомобиль класса В завод будет разрабатывать самостоятельно. А вот в классе С “АвтоВАЗ” устроит конкуренцию между собственными инженерами и General Motors. До сих пор руководство автозавода заявляло, что в производство будет пущен автомобиль на платформе GM.

На “АвтоВАЗе” не раскрывают, во сколько обойдется запуск новых моделей. По словам источника, близкого к руководству “АвтоВАЗа”, они будут сопоставимы с расходами на Kalina ($640 млн) и Priora (около $200 млн). По его словам, наибольшую часть средств планируется выделять из прибыли, а остальные деньги выручить за счет продажи 10-15% акций в ходе IPO, а также облигационных займов и кредитов. От размещения новых акций предполагается выручить $150-200 млн.

Возможный отказ от платформы GM собеседник “Ведомостей” объясняет чрезмерным удорожанием автомобиля. По этой же причине GM и “АвтоВАЗ” до сих пор не договорились о строительстве завода по производству двигателей именно из-за того, что его продукция приведет к увеличению стоимости LADA Priora на $810, сказал вчера Каданников.

Другой источник, близкий к “АвтоВАЗу”, подтверждает, что для предприятия вопрос цены автомобиля действительно является очень важным. “Наша задача предложить базовую версию нового автомобиля по цене не выше $10 000”, — отмечает он. Он верит, что в итоге новая модель в классе С будет разработана совместно с GM. Этот автомобиль должен выпускаться в количестве не менее 250 000 штук в год.

Эксперты указывают, что со временем спрос будет смещаться в сторону все более дорогих машин. Генеральный менеджер по маркетингу автохолдинга “Рольф” Валерий Тараканов прогнозирует, что наиболее массовым спросом будут пользоваться автомобили ценой $9000 -13 000. Он считает верной идею “АвтоВАЗа” сделать ставку на сегмент В, который будет расти быстрее, чем сектор С-класса. Но даже это не поможет “АвтоВАЗу” удержать за собой нынешнюю долю рынка. По мнению аналитика ОФГ Елены Сахновой, доля “АвтоВАЗа” снизится почти в полтора раза до 30%. А Тараканов добавляет, что в 2009 г. в России будет продано 1,3 млн иномарок против 355 000 в 2004 г. “При этом продажи традиционных отечественных марок упадут на 20% к 2010 г.”, — прогнозирует эксперт. “В итоге даже при правильном выборе в пользу самых массовых сегментов — В и С «АвтоВАЗу» придется тяжело, — резюмирует Тараканов. — У завода нет потенциала для разработки абсолютно нового автомобиля, который позволял бы на равных конкурировать с иномарками”.

Но на предприятии так не думают. “Мы считаем своей нишу недорогих доступных автомобилей, — отмечает источник, близкий к «АвтоВАЗу». — Ведь даже через пять лет 250 000 автомобилей не продашь по $15 000”. Технологическое отставание от конкурентов пока слишком велико, объясняет собеседник “Ведомостей”. Поэтому забираться в более дорогие ниши “АвтоВАЗу” еще рано. А сотрудничество с GM даст предприятию опыт и лет через 10 завод будет готов выйти уже в сегмент автомобилей класса D, надеется собеседник “Ведомостей”.

Глеб Столяров

Мария Рожкова

Дмитрий Симаков

Ведомости

25.08.2005, №157 (1438)

Ведомости

*