В Казани начались юбилейные мероприятия. А накануне в редакции «Российской газеты» мэр города Камиль Исхаков рассказал о том, как шла подготовка к этому дню.

Российская газета | Насколько помнится, ученые долгие годы спорили о дате основания Казани. Монета казанская, чешская по происхождению, сыграла свою особую роль?

Камиль Исхаков | Именно. Потому что датировка была очень тщательно проведена самими чехами. Они очень внимательно ее изучили. Затем она исследовалась в Каире. Археологи также нашли уникальные стеклянные бусы. И ученый, который всю жизнь занимался исследованиями в этой области, увидел бусы и немало удивился. Дело в том, что у него был комплект подобных бус, и он всю жизнь искал, откуда же они произошли. Казанская находка дала ответ. Свою лепту внесла и именная венгерская накладка на сбрую, и другие открытия. Все они дали разброс дат. Ученые методом математического расчета выявили окончательную дату: 1005 год. Но сами по себе уникальные находки еще не означают, что уже тогда это был город, они говорят о поселении. А чтобы доказать, что это был именно город, производились другие исследования. В результате был обнаружен ров, обеспечивающий безопасность города, деревянный частокол, кирпичные стены. А самое главное, были обнаружены признаки существования ремесел. Уже тогда наши далекие предки работали по металлу и коже, создавали керамические изделия.

РГ | То есть мировое сообщество согласилось с научным обоснованием этого открытия. А мэр Москвы Юрий Лужков согласился с тем, что Казань старше Москвы?

Исхаков | На одной из встреч в Казани разговор об этом у нас состоялся. Мы встретились тогда на нашей ярмарке, там были ученые, администраторы, президент Татарстана. И когда заговорили ученые, то не согласиться ему было нельзя.

РГ | Когда вы готовились к юбилею и велись какие-то раскопки, археологи углублялись в глубь веков, вернее, в глубь земной коры. Что-то приходилось разрушать…

Исхаков | Да, у специалистов, ученых появилась уникальная возможность. Когда устанавливали дату образования города, археологами была проведена огромная работа. Спасибо президенту республики Минтимеру Шаймиеву, разрешившему копать на территории Кремля. Как раз там и было найдено все то самое ценное, что послужило основанием для установления даты рождения города. И уже после того, как 1 сентября 1999 года мы установили дату, археологи продолжают до сих пор находить подтверждения этого возраста Казани. Было произведено 36 больших археологических раскопок. И на всех были обнаружены различные находки, по которым выявляли, во-первых, слой, в котором они находились. Большинство из них относятся к пятому археологическому слою. Эти слои очень четко видны, потому что город часто подвергался всевозможным войнам, пожарам. И вот в пятом слое, который датируется примерно тысячелетней давностью, найдено много экспонатов. Их было больше двухсот, все они отдавались на датировку. Кстати, возраст определялся учеными многих стран мира, не только в Российской Федерации. Экспертиза зачастую длилась до полутора лет. Среди наиболее заметных находок особый ореол приобрела чешская монета, на которой было написано «Вацлав». Ее отдали исследовать нумизматам Чехии, и те просто пришли в восторг. Они считали, что у них монетопечатание началось на сто лет позже, а происхождение нашей находки установило иную дату. Получилось, что для них это открытие тоже очень знаковое.

РГ | Вы взялись за строительство метро. А может быть, стоило идти по менее затратному пути?

Исхаков | Ничего в жизни не бывает просто так. Строительство метро требует очень серьезных обоснований. Мы над этим обоснованием работали до 70-х годов прошлого века, а потом в начале 90-х еще более серьезно. Расчеты доказали, что метро необходимо нашему городу. Городу, в котором центр не разрушен, сохранился, но был создан под гужевой транспорт — представлял собой сеть узеньких улочек. С каждым днем объем транспорта на казанских улицах растет, и ничего, кроме подземки, в данном случае спасти ситуацию не может. И «легкое метро», как здесь, в Москве, допустим, у нас тоже нельзя сделать, учитывая ту же самую узость улочек. 27 августа 1997 года была заложена капсула начала строительства, с этого момента начала отсчет история казанского метрополитена. И я уверен, что время докажет: именно этот вид транспорта абсолютно необходим в Казани, и без него невозможно было дальше комфортно существовать нашему городу. Когда подготовка к тысячелетию рассматривалась на самом высоком уровне, президент РФ акцентировал внимание на том, что считает лучшим подарком к юбилею для казанцев новый вид транспорта — метро.

РГ | А все-таки, когда оно вступит в строй? Насколько понимаем, это маленький секрет программы…

Исхаков | В общем, да. Предварительная дата — 27 августа. Сейчас мы ожидаем подписания акта государственной комиссии. На сегодняшний день она еще не завершила работу. Протяженность метро — 8,7 километра, включает в себя пять станций. Могу сказать, что Россия давно не помнит подобных скоростей ввода в работу объектов такого масштаба.

РГ | А сколько средств вам удалось освоить при подготовке к тысячелетию Казани? Дорогой юбилей получается?

Исхаков | Знаете, надо ведь оценивать не только сам юбилей…

РГ | На самом деле, когда говорят про человека — сирота казанская, надо понимать, что он очень богатый. И казанцы говорят: денег у нас не очень много… Сколько на самом деле, если не секрет?

Исхаков | Не секрет. Но подсчитать точно пока не удалось, после юбилея займемся.

Я знаю, что из бюджета России поступило 7,1 миллиарда рублей. Это Россия вложила. Из бюджета Татарстана было освоено примерно в два раза больше. Спонсорские вложения, наверное, совокупны с тем, что вложила Россия. Навскидку около 50 миллиардов рублей получается…

РГ | А татарская диаспора помогала в подготовке к юбилею?

Исхаков | Крупных финансовых вложений каких-то отдельных людей именно к тысячелетию не было. Но свой бизнес в Казани разместить мы землякам помогаем.

РГ | Казань очень многим напоминает Москву по архитектуре, по строительству, в центре много замечательных домов, но они требуют серьезной внутренней переделки. Но вопрос следующий: как город будет встречать гостей? Способен ли он разместить огромный наплыв людей?

Исхаков | Это очень узкое место в нашем юбилее. Я даже обратился к жителям города с просьбой, когда вы приглашаете в гости к себе родных и близких, хороших друзей и знакомых, пожалуйста, рассчитывайте только на свою квартиру, потому что гостиницы все уже переполнены. Призвал тех казанцев, которые имеют возможность на это время сдать в наем кому-то квартиру, сообщать в администрацию, чтобы мы могли бы оперативно использовать подобные предложения. Гостиниц не хватает, поэтому привлекли корабли Волжской флотилии. То есть будут у нас и плавучие гостиницы. Все профилактории, близлежащие пионерские лагеря будут также заселены гостями.

РГ | Понятно, когда встречают большое количество гостей, хозяева испытывают некоторые неудобства. Сами казанцы ощутят праздник?..

Исхаков | Мы изучили опыт Санкт-Петербурга по празднованию 300-летия. И при анализе выяснилось, что главной проблемой явилось то, что сам праздник, День города, отмечали 27 мая, а саммит был назначен на начало июня. То есть День города проводился в напряженной обстановке ожидания серьезного мероприятия на высоком уровне. С учетом этого мы разнесли мероприятия по датам наоборот. У нас 26-27 августа пройдут саммит глав государств СНГ и Госсовет РФ. После чего президенты и все высокопоставленные гости разъедутся. А 28, 29 и 30 августа горожане будут гулять сами.

РГ | Мы знаем, что вы очень много сделали для того, чтобы в город вернулась икона Казанской Божией Матери, ежедневно взглянуть на святыню прибывает много верующих. Когда планируется завершить реконструкцию Крестовоздвиженского собора женского Богородицкого монастыря, где можно было бы организовать паломнический центр?

Исхаков | В основном эта работа должна закончиться в ближайшие недели. Но дело в том, что на реконструкции зданий дело не кончается. Место обретения самой иконы находится рядом, частично на территории табачной фабрики. Здесь-то и планируется воссоздать часовню для святыни. Но территория Богородицкого монастыря сегодня в большинстве своем занята табачной фабрикой. Мы изыскали возможности, обговорили условия. Это был длительный процесс, но результат достигнут: «табачка» с территории уходит. Она переместится в новое здание, мы будем разбирать помещение, вывозить оборудование и начинать заниматься освобождением площадки и реконструкцией. Дело в том, что там еще одна церковь была, где располагались кельи. Все это будет со временем восстанавливаться. В планах организовать паломнический центр. Ведь к иконе Казанской Божией Матери на самом деле идет уже очень большой поток людей, едут со всех концов мира. Люди стремятся к таким местам.

РГ | С первого января вступит в силу реформа местного самоуправления. Как это отразится на финансировании содержания и развития города?

Исхаков | Не очень хорошо. Большой портфель полномочий местных органов власти совсем не обеспечен финансами. То есть экономическая основа местного самоуправления кощунственна! По-другому ее назвать нельзя. Многократно поднимался этот вопрос, но на глав местного самоуправления смотрят с недоумением. Но я убежден, что выборы надо проводить в любом случае, а потом добиваться своего с новыми депутатами. 42 миллиарда рублей «зарабатывает» Казань, из которых только три остается в городе на его содержание! Такого же не должно быть! Есть же простая формула: рассчитайте, сколько бюджетных средств должно приходиться на душу населения.

РГ | Камиль Шамильевич, благодаря юбилею вам удалось привлечь большое количество инвестиций, ради чего пришлось идти даже на некоторые уступки инвесторам. Как выстраивались с ними отношения?

Исхаков | Начну с того, что мы очень любим инвесторов и стараемся сделать так, чтобы у них было желание с нами сотрудничать и взаимодействовать. Поэтому когда складываются выгодные условия для них, для нас это тоже хорошо. Приход, к примеру, шведской всемирно известной торговой марки был для нас знаковым моментом. Мы создали режим наибольшего благоприятствования, сам магазин строился для вкладчиков с очень большой выгодой. И когда они без проволочек получили и ввели свои первые 24 тысячи квадратных метров, стало многим понятно, что Казань весьма привлекательный город для инвестиций. Сейчас завершается строительство еще 16 тысяч квадратных метров. Пришли другие известные торговые фирмы. Когда они появились, полностью изменился вид нашего внутреннего рынка. Сразу же, как грибы после дождя, стали вырастать новые гипермаркеты. Мы только за прошлый год ввели у себя 330 тысяч квадратных метров торговых площадей. А в нынешнем — уже 550 тысяч квадратных метров. В результате мы вышли на второе место в России по торговым площадям на душу населения. После Москвы Казань теперь вторая в этом ряду. Много инвестиций привлечено в жилищное строительство. И тут мы на данный момент в передовиках, на душу населения жилья строим даже больше, чем в Москве.

РГ | Говорят, где большие деньги, там появляется возможность для мутной воды. Каким образом обеспечивается контроль над целевым расходованием средств, эффективностью их использования, нет ли почвы для злоупотреблений, коррупции?

Исхаков | Бюджетные средства контролируются очень серьезно, они все под казначейским присмотром. И каждый желающий работать цивилизованно знает, что пока не выполнены все условия в соответствии с законами, его не допустят к работе. Ну а там, где используются средства инвесторов, так контроль у них самих будь здоров. По крайней мере, о фактах коррупции пока ничего не слышал.

РГ | От тех, кто недавно побывал в Казани, приходится слышать, что город весь в строительных лесах…

Исхаков | Да многие говорят, что Казань — одна большая строительная площадка. И это верно. Мы смогли осуществить огромную программу. Первое — это ликвидация ветхого жилья. Почти 100 тысяч казанцев, которые уже потеряли надежду когда-нибудь выехать из «трущоб», бесплатно получили благоустроенное жилье. В результате освободились дома, которые были в очень плохом состоянии, не украшали наш город. Мы их сносим, разбираем. Очистили город, привели более-менее в порядок. Архитектурные памятники мы стараемся максимально сохранять, ведь старина — вещь хрупкая, потревожил какое-то строение — и оно на глазах рассыпается. Такие уникальные здания стараемся восстанавливать в том облике, в котором они были первоначально. Надо учитывать, что город сам по себе старый, и не потому, что он тысячелетний, как раз старинные здания, скажем, на территории Кремля, сохраняются. Много еще жилых домов старого образца, по современным меркам неблагоустроенных. Но сегодня благодаря строительным программам город уже стал другим, помолодевшим.

Галина Аристова

Дата публикации 26 августа 2005 г.

«Российская газета»

***