И весь свет тотчас же принялся переписывать творение автора. «Ныне нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где бы не было списка сей комедии…» –“ замечал тогда один из критиков. А как воспринимают бессмертную комедию сегодня? Как чувствуют себя однофамильцы действующих лиц? >>>

Герои Грибоедова не подвластны времени. Фамусовы, живущие с оглядкой на мнение света, подхалимы Молчалины, недалекие служаки Скалозубы и, конечно, он –“ свободный, злой и благородный Чацкий. И все они –“ не карикатуры, как утверждал автор, а портреты и только портреты. Причем и болтунов, и солдафонов, и напыщенных дур, и зловещих стариков Грибоедов отыскал в Москве. Один Репетилов со своим вечным призывом: «Шумим, братец, шумим» –“ из питерской гвардии (жил на Фонтанке).

Кстати, поиск прототипов начался со сходства фамилий. Ибо в комедии, ставшей «диагнозом русской жизни», такая важная составляющая типа и характера человека, как его имя, не может быть с бухты барахты. Правда, только фамилия Фамусова имеет научное обоснование (от латинского «famo» –“ молва). Из-за своего чужеземного и во многом искусственного происхождения однофамильцев Фамусова ни тогда, ни сейчас не было. Хотя есть что-то похожее, например, Фаустов.

Над тем, как назвать проходимца Молчалина, автор не ломал голову: если «бессловесный» –“ стало быть Молчалин. Так же «в лоб» назван и Скалозуб –“ «что слова умного не выговорил сроду», и картежник Загорецкий –“ блестящий, как мишура, и пустой, как пробка. Кстати, именно Загорецкий говорит о Чацком «известная фамилия». Что было явным намеком на известного человека с похожей фамилией.

Поэтому почти все, даже сам Пушкин, сошлись на неординарной личности Петра Чаадаева (кстати, в первой редакции пьесы Чацкий был Чадским). Уже потом автор смягчил как странный характер своего героя, так и его не менее странную фамилию.

И впрямь, все указывало на молодого Чаадаева –“ будущего «западника» и автора скандально известного труда «Апология сумасшедшего». Правда, сам Чаадаев отрицал свою причастность к Чацкому, недоумевая: «Неужели я такой же осел, как он?» Но ведь смысл комедии вовсе не в словах, а в «горе от ума». А то, что один из самых умнейших людей России –“ Петр Чаадаев был жертвой своего ума, стало историей.

Но самое досадное, что ни одного Чацкого, как ни одного Чаадаева, в телефонном справочнике Москвы нет (есть только Шацкие). А поэтому в поисках героя я отправилась к критикам и к писателям.

–“ Да баламут он, этот Чацкий! Какой нормальный отец отдаст свою дочь замуж за такого бездельника? Свалился как снег на голову и давай всех критиковать. Чацкий –“ первый герой нашей литературы, а за ним и Онегин с Печориным, причинившие много вреда России. Такие Чацкие и создали смуту и хаос в нашем государстве, –“ сказал мне писатель Владимир Крупин.

Невысокого мнения об Александре Андреевиче придерживается и литературный критик Игорь Золотусский:

–“ Чацкий –“ приезжий, он приезжает в Москву как чужой. Еще Достоевский заметил, что он хочет бежать за границу и в итоге там и окажется. Его последние слова: «Пойду искать по свету». То есть где? А так как все московские его отвергли, значит, «свет» означает Европу. Если бы у него был свет не только в московском окошке, не вопил бы он, не кричал бы он так на балу, как будто всего лишился. Поэтому я убежден, что Грибоедов ничего общего с Чацким не имеет. Поэт не бежит за границу, а отправляется служить в опасную Персию, где героически погибает. Чацкий же, как известно, служить не хочет. Грибоедов –“ человек долга и чести, тогда как Чацкий –“ просто беглец, –“ считает Игорь Золотусский.

А вот Молчалин, по мнению критика, вовсе не плох:

–“ Разве это предосудительно, что человек исполнителен и трудолюбив? Просто в отличие от Чацкого у него философия выживания бедного человека. Да и сейчас в Москве без угождения всем и каждому, без осторожности и хитрости провинциалу не выбиться в люди, –“ говорит Золотусский.

Кстати, если все Чацкие вымерли, как динозавры, то однофамильцев Молчалина довольно много и в наше время. Среди них есть депутат областного собрания Новосибирской области Николай Молчалин:

–“ Я знал немало таких Молчалиных, которые по расчету женились, получали доходные места, заводили выгодных любовниц, –“ сказал он мне по телефону. –“ Я не из их числа. Мне ближе Чацкий –“ прямой, открытый, без задних мыслей. Я тоже борец, как Чацкий. Тогда как мой однофамилец озабочен только своими проблемами. Я борюсь с нищетой своих избирателей, с ростом наркомании и алкоголизма среди молодежи, да и «умеренность и аккуратность» –“ не главные мои достоинства, –“ говорит депутат Молчалин.

В числе однофамильцев действующих лиц бессмертной комедии –“ защитник «Спартака» Дмитрий Хлестов. В телефонном разговора с ним выяснилось, что «Горе от ума» он читал, конечно же, знает, кто такая старуха Хлестова:

–“ Помню, помню такую. Умная была бабушка, со своим мнением. Это же она первая заметила, что «календари все врут». Кажется, она единственная пожалела Чацкого, сказав про него «бедный, бедный». А разве не бедный –“ с таким умом жить в России? –“ защищает Чацкого футболист Дмитрий Хлестов.

Однофамильцем «честного малого» и мужа-подкаблучника Платона Михайловича оказался московский журналист Дмитрий Горич, который хорошо владеет интересующей нас темой. Вот что он рассказал мне о «старом, добром друге» Чацкого:

–“ Мне кажется, что у Чацкого была незавидная перспектива повторить горькую долю примерного семьянина и нежного мужа Горича, если бы Софья его не отвергла. Ибо он такой же доверчивый, искренний и верный мужчина, как и его друг. В какой-то умной книжке я даже прочитал, что Горич является своеобразным двойником Чацкого, причем двойником во времени, а не в пространстве. Что же касается нашей фамилии, то она по звучанию ассоциируется с «горечью» –“ кажется, слово «горечь» говорит и сам герой.

Кстати, когда Грибоедов сочинял свою комедию, он не хотел никого осмеять или обидеть. Но при этом, как он сам признавался, на него снизошла невероятная веселость. А когда он поставил точку в своем творении, то все озорство куда-то исчезло. И Грибоедов с сожалением констатировал: «Мне стало грустно. Поэтому я больше не напишу хорошей комедии».

Впрочем, мы забыли о самом смешном и страшном персонаже –“ Антоне Антоновиче Загорецком, образ которого Пушкин считал самым удачным во всей комедии. Есть ли у «картежника, лгуна и обманщика» однофамильцы? Да еще какие! Управляющий одного из самых известных казино столицы –“ не кто иной, как Антон Загорецкий.

–“ Не стал бы плохого и бездарного человека Грибоедов называть такой красивой, поэтической фамилией. Это просто ловкий, «эластичный», быстрый и деятельный человек, который умеет быть всем полезен. Мне кажется, что в дальнейшем он стал крупным капиталистом. По крайней мере в среде новых русских я видел много таких Загорецких. А для обычного картежного шулера, уж поверьте мне, он слишком умен, талантлив и хорошо воспитан, –“ сказал мне молодой человек по фамилии Загорецкий.

Хотя, может, не стоило действующих лиц «Горе от ума» переносить в нашу реальность? Ведь, как сказал Чацкий, что было, того уже не воротить. А что, собственно говоря, было? Например, самый первый слушатель комедии –“ друг автора и однокашник Пушкина Кюхельбекер утверждал, что «Грибоедов никаких портретов не писал, ибо его душа была выше таких мелочей». Значит, все, помимо самого «Горе от ума», –“ народный фольклор. Как, впрочем, и «крылатые» выражения из бессмертной комедии, которые мы произносим, даже не задумываясь, кто и когда их сказал впервые.

Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

25 АВГУСТА, 2005 ГОДА

Трибуна

***