Корреспондент «РГ» стал первым в России обладателем биометрического загранпаспорта. Как оказалось, во многом технология получения документа схожа с той, которую мы проходим в ОВИРах сегодня. Заполняется анкета, оплачиваются услуги. Но фотографию теперь требовать не будут — ее заменит трехмерная проекция лица. Еще одной отличительной особенностью паспорта нового поколения станет наличие отпечатков пальцев его владельца

…»Очки лучше всего снять, — участливо советует оператор. — Впрочем, как хотите. В принципе они не помешают сделать трехмерную проекцию вашего лица. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие».

Просто расслабиться, увы, у меня получается ненадолго. Потому что от того, что ты видишь на мониторе компьютера, встают дыбом волосы. Представьте себе слепок со своего лица — своего рода маску (чуть не написал — посмертную), которая к тому же вращается в трех плоскостях.

Получаешь не удовольствие, а массу острых ощущений. Хотя в конечном итоге эта маска на экране обретает вид обыкновенной цветной фотографии. По внешнему виду она почти ничем не отличается от тех, которые наклеены в наших нынешних паспортах. Только ее практически нельзя подделать. И именно поэтому со следующего года она станет неотъемлемым атрибутом паспортов нового поколения. Или, официально говоря, паспортно-визовых документов с биометрическими признаками.

В порядке эксперимента ваш покорный слуга прошел все этапы процедуры оформления биометрического загранпаспорта в НИИ «Восход». Во многом технология получения документа схожа с той, которую мы сегодня проходим в ОВИРах. Заполняется анкета, оплачиваются услуги. Фотографию принести с собой будет нельзя, как уже отмечалось, снимок можно сделать только на специальной аппаратуре. Затем предстоит сдать отпечатки пальцев. Процедура быстрая и чистая: никаких чернил, просто поочередно большими пальцами обеих рук надо дотронуться до сканера.

— Простите, а как же инвалиды? Если у человека нет кисти руки или даже обеих рук?

— Технически это не проблема, — разъясняет руководитель НИЦ института Станислав Михайлов. — Мы можем внести в паспорт любую биометрическую информацию, скажем, речевую, или сканировать радужную оболочку глаза. Этот вопрос будет решать законодатель. Можно ведь даже ограничиться одной фотографией.

…Первая страница загранпаспорта нового поколения немного напоминает соответствующую страничку нынешнего обычного — ламинат и фото без печати. Впоследствии появится еще электронная подпись, но это более отдаленная перспектива без конкретных сроков. Биометрические характеристики будут заложены в специальный чип. Кстати, визуально практически невидимый. И — все! По размерам и цветам загранпаспорт останется прежним. Или, правильнее будет сказать, «прежними», поскольку сегодня в обращении три паспорта: обычный, служебный и дипломатический. Все три и останутся, причем с абсолютно идентичной биометрической защитой.

Выдавать паспорта будут по-прежнему в местных ОВИРах, но вот делать — в Едином центре персонализации, на территории Гознака. Если что-то и изменится, то лишь порядок прохождения границы. Пограничнику не будет нужды столь тщательно осматривать вас на предмет схожести с фото на паспорте и вручную вбивать паспортные данные в компьютер. Сначала ваш паспорт поместят в специальный сканер, который считает всю необходимую информацию. При необходимости вас могут попросить прикоснуться большим пальцем к другому сканеру и заглянуть в камеру. После чего назойливый телесюжет «А тебе, лысый, я телефончик не дам!» утратит всякий смысл. Вы можете стричься налысо, менять парики или красить волосы в самые радикальные цвета и оттенки. Техника безошибочно вас идентифицирует.

Для эксперимента через кабинку пограничника, оснащенную новыми сканерами, попытался пройти Станислав Александрович Михайлов с паспортом брата-близнеца. Корреспондент занял место в кабинке пограничника. Техника мгновенно выловила нарушителя. К слову, нынешние системы еще ни разу не обнаружили обмена паспортами между близнецами.

Хотя в целом, по мнению специалистов, очереди на границе вряд ли станут короче. Даже с биометрическими паспортами около двух минут на человека пограничникам тратить все же придется. Хотя все зависит от подхода. Дело в том, что закладывать требование

100-процентного коэффициента схожести фото с оригиналом нельзя — паспорт выдается на 5 лет, а человек все-таки с возрастом меняется. Поэтому проблема, скорее, не техническая, а политическая. Скажем, если руководство страны посчитает, что для обеспечения национальной безопасности достаточно 90-процентной схожести, то очереди на границе пойдут бойчее. А при усилении террористической опасности, возможно, порог узнаваемости придется повышать.

— Приходится решать две противоречивые задачи, — говорит Станислав Михайлов. — С одной стороны, повышать эффективность мер по обеспечению национальной безопасности, с другой — соблюдать права человека. Стараемся соблюсти баланс.

— Станислав Александрович, потерянный паспорт, в котором содержится столько личной информации, нанесет большой вред владельцу? Там же отпечатки пальцев…

— Вы, наверное, имеете в виду ситуацию: украли паспорт, перенесли с него отпечатки пальцев на пистолет и оставили его на месте преступления? Это невозможно. Отпечатков в паспорте не будет — только их шаблоны, созданные по специальному алгоритму. Так что утрата нового паспорта не страшнее утраты нынешнего. Только материальные потери.

— А сколько он будет стоить?

— Этого пока никто не знает. Но не очень дешево — все-таки высокие технологии.

… Перед выходом из института свой новенький биометрический паспорт я со вздохом сдал. До нового года он никому не положен. Наберемся терпения.

«Российская газета» №187 (3856), 25.08.05

*