В судьбе российских моряков, которые вот уже почти два года томятся в тюрьме нигерийской столицы Лагоса по обвинению в контрабанде, похоже, могут наконец произойти решительные перемены.

На днях некоторые информационные агентства со ссылкой на правительство Нигерии распространили сообщение о том, что президент этой страны Олусегун Обасандмо в качестве возможного варианта решения проблемы пленников предложил обменять моряков на нигерийских заключенных, отбывающих наказания в российских колониях. Правда, такой обмен если и возможен, то лишь после того, как моряки будут осуждены нигерийским судом, а приговор вступит в законную силу.

Подобный прецедент с возвращением на Родину российских граждан, осужденных к длительным срокам заключения за рубежом, уже случался. Свежий пример –“ прошлогодняя договоренность между Россией и Катаром о том, что признанные в этом государстве виновными в убийстве Зелимхана Яндарбиева двое российских граждан будут отбывать наказание на Родине. Этой договоренности предшествовал напряженный судебный процесс, во время которого российские адвокаты пытались доказать полную невиновность подсудимых. Однако защите так и не удалось отстоять свою позицию перед лицом катарской Фемиды.

Схожая ситуация складывается и в Нигерии. Правда, российских моряков, которые входили в команду танкера «Африкан Прайд», обвиняют не в убийстве, а в причастности к контрабанде нефти. Однако хрен редьки не слаще: по этой статье в нигерийском законодательстве также предусмотрено пожизненное заключение.

Впрочем, российские моряки виновными себя не признают и категорически отрицают нарушение каких бы то ни было законов. Долгие месяцы им пришлось провести в тяжелых условиях африканской тюрьмы, многие переболели тропическими болезнями, практически не получая медицинской помощи. К тому же Родина не сразу вспомнила о своих попавших в беду гражданах. Меры по вызволению моряков из беды на официальном уровне стали предприниматься лишь нынешней весной. Да и то лишь после того, как внимание общественности к происходящему в Нигерии удалось привлечь женам узников.

Ситуацию с моряками обсудила Госдума, принявшая решение откомандировать в Лагос парламентскую делегацию. Депутаты попытались добиться освобождения пленников хотя бы под залог, однако с ходу сделать этого не удалось. Зато выяснилось, например, что в посольстве РФ в Нигерии до недавних пор даже не располагали полным списком находящихся в тюрьме моряков. В конце концов к спасению российских граждан подключились Министерство иностранных дел и другие правительственные структуры.

После этого казалось, что нигерийская сторона вот-вот пойдет на уступки. Суд в Лагосе действительно еще 5 августа вынес решение об освобождении узников под залог и гарантии российского посольства. Но с тех пор прошло уже три недели, а моряки по-прежнему томятся в камерах.

Еще в минувшем июне глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев заявил в интервью «Трибуне», что парламентарии планируют обратиться за посреднической помощью к известному бизнесмену, послу доброй воли при ООН Аре Абрамяну. Ему в прошлом году удалось при схожих обстоятельствах вызволить из тюрьмы Экваториальной Гвинеи экипаж армянских летчиков, обвиненный в шпионаже. Подробности тех договоренностей остались в тайне, но навряд ли власти Гвинеи амнистировали пилотов просто так. Впрочем, выкуп в таких обстоятельствах –“ не самый худший вариант спасения соотечественников. Если Абрамяну, отправившемуся в Нигерию вчерашним авиарейсом, удастся договориться о компромиссе с местными чиновниками, то его смело можно зачислять в штат российского МИДа.

Впрочем, Нигерия –“ страна небедная, нефть и доллары у ее правителей водятся в избытке. А значит, вариант с денежным выкупом может и не пройти. Что же касается возможного обмена российских моряков на нигерийских заключенных, сидящих в российских тюрьмах, то здесь, похоже, дело не только за политическим решением. Например, посол Нигерии в России Даниэль Сулейман заявил, что такой обмен может быть неравноценным, поскольку с одной стороны предлагается менять моряков, а с другой –“ наркокурьеров. Правда, при этом нигерийский посол не уточнил, какая обменная категория с его точки зрения ценнее. Что же касается практической стороны вопроса, то знатоки «обменного дела», к которым «Трибуна» обратилась за комментарием, не смогли припомнить примеров подобных обменов.

–“ Широко известна, например, история обмена нашего разведчика Конона Молодого на американского шпиона, рассказанная в знаменитом фильме режиссера Саввы Кулиша «Мертвый сезон». Известно и предложение Гитлера Сталину обменять его попавшего в плен сына на фельдмаршала Паулюса, от которого главнокомандующий отказался. Предпринимались также попытки обмена военнослужащих федеральных войск, оказавшихся в неволе у чеченских боевиков, на содержащихся в колониях преступников-чеченцев, –“ вспоминает экс-глава Антитеррористического фонда полковник разведки в отставке Олег Нечипоренко.

А вот чтобы меняли арестованную команду гражданского морского судна на заключенных иностранных уголовников, такого, похоже, еще не случалось. Тем не менее источник в Минюсте подтвердил, что в специальных исправительно-трудовых учреждениях России содержатся несколько граждан Нигерии, осужденных в основном за торговлю наркотиками. Так что все слагаемые возможного обмена налицо. А как еще спасать российских моряков, если нигерийский суд так и не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым?..

Дмитрий СЕВРЮКОВ

кстати

Осужденные нигерийцы отбывают сроки в единственной в России колонии для иностранных подданных. ИК-22 расположена в поселке Леплей Зубово-Полянского района Мордовии. Большинство граждан этой африканской страны, находящиеся здесь, получили сроки за сбыт наркотических средств.

Как стало известно из информированных источников, некоторое время назад родные моряков, пребывающих в тюрьме Лагоса, попытались посетить эту колонию. Они собирались заснять на видео условия содержания осужденных, чтобы продемонстрировать материал нигерийским властям. Однако в посещении ИК-22 по неизвестной причине им было отказано.

Алексей БРУСИЛОВ

25 АВГУСТА, 2005 ГОДА

Трибуна

***