Нынешней осенью в России должны быть избраны более 300 тыс. депутатов органов местного самоуправления. Однако завершающаяся регистрация кандидатов выявила неожиданную проблему: число претендентов на депутатские кресла в лучшем случае равно количеству собственно свободных мандатов. Чтобы выборы в любом случае состоялись, в региональные законы уже внесены поправки, разрешающие проводить их на безальтернативной основе. По мнению экспертов, настоящая борьба развернется только там, где земля – основной ресурс, находящийся в ведении местной власти – представляет ценность. >>>

Россию ждут, пожалуй, самые массовые выборы в ее истории. Предстоит избрать глав и депутатов в 31 тыс. 298 муниципальных образованиях. Количество депутатов зависит от количества жителей образования – от 7 при населении менее 1 тыс. человек до 35 при населении более полумиллиона человек. Согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» зарплата полагается лишь 10% депутатов, остальные должны работать на общественных началах. Один из авторов реформы, бывший замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак во время принятия закона говорил, что «во всем мире депутаты представительных органов местного самоуправления работают на общественных началах, без зарплаты». Однако россияне рассудили по-иному.

Так в Тверской области на 3 тыс.209 мандатов претендуют 6 тыс. 25 кандидатов. То есть как минимум 197 депутатов будут избраны на безальтернативной основе. В Омской области на 3 тыс. 701 место претендуют 5 тыс. 899 кандидатов. Даже в благополучном (средняя зарплата – более 19 тыс. руб.) Ханты-Мансийском автономном округе на 838 мест нашлось лишь 1953 кандидата. Чтобы выборы не были сорваны из-за недостатка кандидатов или неявки избирателей, региональные власти даже приняли поправки в местное избирательное законодательство, согласно которым порог явки избирателей снижен с 25% до 20% и разрешено проводить выборы, если на одно депутатское место претендует лишь один кандидат. В этом случае он будет считаться избранным, если наберет больше 50% голосов от числа принявших участие в выборах. То есть если выиграет у кандидата «против всех».

Как передает корреспондент «НИ» в Кемеровской области Наталья Гузева, для увеличения активности граждан в регионе даже при областном Совете народных депутатов был создан специальный региональный центр обучения государственных и муниципальных служащих. Председатель областной избирательной комиссии Евгений Разыграев сообщил, что в итоге фамилии многих прошедших курс обучения в центре значатся в списках кандидатов.

В Нижнем Новгороде другая особенность. Так, по наблюдениям вице-спикера Думы Нижнего Новгорода Евгения Сабашникова, которыми он поделился с собкором «НИ» Сергеем Анисимовым, многие кандидаты воспринимают выборы как способ заработать. Если еще несколько лет назад врач или учитель сравнительно легко преодолевал выборный барьер, то сегодня одним из главных факторов победы на выборах становятся деньги. По словам г-на Сабашникова, опыт местных выборов показывает, что многие кандидаты, получив от партий, общественных организаций или предпринимателей деньги на выборы, стараются особо не тратиться на избирательную кампанию, предпочитая расходовать предоставленные средства на собственные нужды.

Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин говорит, что самоуправление возникает лишь там, где у людей есть частная собственность и частные интересы: «Как в садовом товариществе – пробурить скважину, построить дороги, провести газификацию, вывезти мусор, выкопать пруд, запустить карасей и охранять этот пруд с карасями от соседей». В России же, по словам политолога, местное самоуправление пытаются навязать сверху. «А умирающей деревне самоуправление не нужно. Чтобы водку купить, самоуправление не нужно: мужики возьмут колхозный трактор и съездят в соседний поселок. А кулака, того, кто хотел бы построить большой дом, там нет, или он один на всю деревню. Так эта деревенская власть и ему не нужна – сам управится. Поэтому население воспринимает эти выборы не более чем формально, как выборы старосты в школьном классе».

Ожесточенная борьба за депутатские мандаты развернулась только в Московской области, где выборы пройдут уже 4 сентября. В территориальных избирательных комиссиях районов области «НИ» сообщили, что конкурс на депутатские мандаты составляет около 2,5 человека на место.

По словам Дмитрия Орешкина, главная борьба в Московской области развернется вокруг владения землей, стоимость которой колеблется от 500 до 15 тыс. долларов за сотку. Причем конфликты будут и на местном уровне, и между местным самоуправлением и губернатором. «До Верховного и Конституционного суда дойдут, и стрельба может начаться. Там есть, что делить», – уверен политолог.

Другой надвигающийся конфликт – между выборными мэрами городов с работающей промышленностью и назначаемыми губернаторами, «которые поставлены Кремлем, чтобы собирать налоги». Поэтому губернаторы непременно развернут борьбу за право назначать и снимать мэров. И здесь важная роль выпадает как раз депутатам местного органа власти, которые могут изменять устав своего муниципального образования и заменять всенародные выборы мэра на его выборы представительным органом власти. Закон им это позволяет. И, наконец, даже на депутата органа местного самоуправления распространяется депутатская неприкосновенность. Арестовать и даже оштрафовать депутата можно только по представлению прокурора района, которое должно быть одобрено на заседании Совета депутатов.

Дмитрий Козак называл главной целью реформы – «приведение функций государства и каждого уровня власти в отдельности в соответствии с имеющимися ресурсами». Функции органов местного самоуправления – это ремонт и строительство дорог, образовательных и лечебных учреждений, домов культуры и спорткомплексов. Основной источник ресурсов – местные налоги, в частности, налог на землю, на недвижимость, регистрационный сбор с предпринимателей и сбор за право торговли, сбор за парковку автомобилей, сбор с владельцев собак, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и сбор за право использования местной символики. Местная власть также имеет право устанавливать разовые сборы, к примеру, на благоустройство определенной территории или на нужды милиции.

Местным органам власти положены дотации из регионального и федерального бюджетов, однако если в 2006 г. их размер ограничен 90% расходов местного бюджета, то в 2008 г. – останется только 40%. В то же время на местный уровень перекладывается от 50% до 80% всех расходов консолидированного бюджета на образование, здравоохранение и культуру. И уже звучат опасения, что местное самоуправление, особенно в депрессивных регионах, попросту не справится с тем объемом полномочий, которые на них возложены.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

25.08.05

четверг

«Новые Известия»

***