Федеральная служба по тарифам (ФСТ) вчера опубликовала собственное решение об изменении уже утвержденных год назад предельных уровней тарифов на электроэнергию на 2006 год.

ФСТ утверждает коридор цен, в рамках которого подконтрольные губернаторам региональные энергетические комиссии затем устанавливают точные тарифы по группам потребителей. В соответствии с опубликованным вчера решением службы уровень минимальных тарифов для населения дополнительно повышен на 9—31% (в зависимости от региона). Фактически наибольшее повышение тарифов произойдет в Москве: руководство энергетической комиссии уверено, что жители столицы в следующем году будут платить за свет на 20% больше, чем сейчас. Правда, промышленности станет легче — темп роста тарифов для нее немного сократится.

Год назад с подачи руководителей РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» правительство согласилось устанавливать тарифы на услуги естественных монополий на три года вперед. Реально же тогда были утверждены уровни цен на 2005—2006 годы. Анатолий Чубайс неоднократно заявлял о том, что государство не должно ни при каких условиях отступать от утвержденных уровней, дабы сохранить стабильность, ибо нестабильность отпугивает иностранных инвесторов. Не прошло и года, как государство решило отступить от этого принципа.

«Предпосылки к пересмотру тарифов для населения были такие. Во-первых, инфляция за последний год выросла не на 8%, как прогнозировалось, а гораздо больше. А во-вторых, в нерегулируемых секторах российской экономики рост цен составил 30—50%, в результате чего резко увеличились затраты естественных монополий», — заявила «Времени новостей» пресс-секретарь ФСТ Нина Матусевич. При этом она особо подчеркнула, что в среднем уровень роста тарифов на электричество на 2006 год не изменился и составил 8,5%. Иными словами, «средняя температура по больнице» не изменилась, промышленности и энергетикам лучше почти не стало. Поэтому населению предложено платить существенно больше.

В ФСТ «Времени новостей» сообщили, что энергетики сами обратились с просьбой пересмотреть тарифы на 2006 год: «Видели бы вы, какие они написали цифры (в своих предложениях. — Ред.)!» — говорит представитель службы. Однако ФСТ, по его словам, вывела величину экономически обоснованных тарифов и уже на основании их изменила коридор предельных тарифов. При этом изменения для населения в службе оценивают как «незначительные».

В пресс-службе РАО «ЕЭС России» вчера отказались детально обсуждать повышение тарифов. Представитель энергохолдинга Татьяна Миляева заявила лишь «Времени новостей»: «Опережающий рост тарифов для населения происходит в рамках правительственной программы по ликвидации перекрестного субсидирования (т.е. тарифной дотации льготных категорий потребителей со стороны промышленности. — Ред.), и эта программа реализовывается последние несколько лет». РАО, как известно, всегда настаивало на отмене перекрестного субсидирования, так как из-за этого оно теряет крупных потребителей, которые предпочитают самостоятельно покупать энергию на оптовом рынке по значительно более низким ценам.

В пресс-службе «Мосэнерго» вчера оценок решению ФСТ получить не удалось. В компании только заявили, что их задача — убедить энергетические комиссии Москвы и Московской области установить такой уровень тарифов, который «обеспечит безубыточное производство электроэнергии и сбалансированное развитие» предприятия.

В региональной энергетической комиссии Москвы тем не менее довольны решением ФСТ. Как заявил «Времени новостей» первый зампред РЭК Владимир Мохов, сегодняшний тариф для населения, таким образом, может быть повышен минимум на 15%, максимум на 25%. «Мы сейчас рассматриваем этот вопрос, — говорит он. — Я думаю, что в итоге мы дадим не более 20% роста. Это позволит повысить тарифы для промышленности на 3—5%. В этом случае мы ликвидируем перекрестное субсидирование». Небольшой рост тарифов для промышленности, по мнению г-на Мохова, будет способствовать снижению темпов роста инфляции. В то же время для населения, считает он, нагрузка будет невелика — в среднем за электроэнергию в месяц придется платить на 20—30 руб. больше. Зато «Мосэнерго», подсчитали в мэрии, за счет увеличения инвестиционной составляющей в тарифе сможет инвестировать в следующем году около 8 млрд руб.

Впрочем, ситуация пикантна тем, что когда в мае в Москве случилась авария на подстанции Чагино, Владимир Путин на расширенном заседании Совета безопасности резко критиковал менеджмент «Мосэнерго» (теперь уже бывший) за предложение резко повысить тарифы: «Это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя… Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства «Мосэнерго». Теперь же похожую роль сыграло федеральное ведомство — ФСТ.

Руководитель предшественника этой службы — Федеральной энергетической комиссии — Георгий Кутовой полагает, что единственное, чего можно добиться таким решением, — это социального напряжения. Ликвидировать перекрестное субсидирование по всей стране благодаря росту тарифов для населения на 20—30% все равно невозможно, считает он. Для промышленности эта мера также несущественна: доля затрат на электроэнергию в структуре себестоимости промышленных предприятий, по его словам, около 3—5% (г-н Кутовой сейчас работает советником главы «Мечела», который является крупным потребителем энергии). Энергокомпаниям РАО «ЕЭС России» от этого значительно лучше не станет: в среднем доля населения в потреблении энергии составляет 12%, остальное — промышленность, для которой темпы роста тарифов решением ФСТ будут снижены. Так что влияние энерготарифов на инфляцию если и есть, то оно ничтожно, считает он.

Что касается ликвидации перекрестного субсидирования, то, по мнению г-на Кутового, «надо понять: это надолго, и за счет роста тарифов для населения и снижения — для промышленности этого не достигнуть». Дело в том, считает бывший глава ФЭК, что сам механизм этого субсидирования несовершенен, его невозможно выразить в цифрах. Ведь, например, население снабжается энергией по распределительным сетям низкого напряжения, а промышленность — по магистральным. Эти сети теперь (в результате реформирования отрасли) принадлежат разным юридическим лицам — множеству сбытовых компаний, Федеральной сетевой компании, межрегиональным сетевым компаниям и т.д. Поэтому как бы ни повышались тарифы, необходимую их величину для ликвидации перекрестного субсидирования определить невозможно (как при этом РЭК Москвы ее подсчитала, осталось неясно).

По мнению г-на Кутового, наиболее верным было бы решение сначала разделить население на несколько частей в зависимости от уровня доходов. И уже тогда повышать тарифы — кому-то до экономически обоснованного уровня, а кому-то предоставлять льготу. При этом льготы, считает он, должны быть профинансированы социальными программами промышленников — иными словами, предоставлены через местные бюджеты. «Такой принцип действует практически во всех западных странах, — говорит г-н Кутовой. — Но чтобы его реализовать у нас, нужна исключительно политическая воля. А резко повышать тарифы для всего населения — это неправильно, это ЧП».

Губернаторы, от которых зависит определение конкретных тарифов, прогнозирует Георгий Кутовой, вероятнее всего, проигнорируют увеличение нижней границы предельных тарифов для населения (подобное случилось в этом году в некоторых регионах, например в Самарской области). Кроме того, как известно, в 2003—2004 годах против роста тарифов на электроэнергию как результата реформирования отрасли выступала «Единая Россия». А зимой этого года недовольные ростом цен на услуги ЖКХ пенсионеры перекрывали улицы по всей России. Но в ФСТ по этому поводу не расстраиваются: «Раньше за тарифами всегда стояла политическая тема, — говорит Нина Матусевич, — теперь же вертикаль власти усилилась, губернаторы не избираются, а назначаются, так что опасность (того, что решение ФСТ будет проигнорировано. — Ред.) исчезла». Народного же бунта в службе не ожидают.

Кстати, г-жа Матусевич сообщила «Времени новостей», что ситуация, схожая с электроэнергетическими тарифами, в ближайшее время случится и с РЖД: стоимость пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах в 2006 году реально возрастет примерно на 20%.

Николай ГОРЕЛОВ

Время новостей

N°154

24 августа 2005

Время новостей

***