В Индии решили, что в современном городе больше нет места рикшам — людям, волокущим за собой повозки с пассажирами. Легендарные рикши уже давно стали чем-то вроде местного раритета и изо всех городов Индии остались только в Калькутте. В Нью-Дели и Мумбаи бегущих с повозками людей уже вытеснили вело- и моторикши. Но, видимо, и в Калькутте зарабатывать свой трудный хлеб ручным рикшам осталось недолго. Власти страны решили во что бы то ни стало положить конец этому ремеслу, посчитав его слишком жестоким для XXI века, сообщила вчера индийская газета The Hindu.

На протяжении последнего десятилетия индийские чиновники упорно пытались вытеснить традиционных перевозчиков из местного обихода: три года назад рикшам было запрещено появляться на главных улицах города. Однако многие жители пренебрегали этим запретом и использовали рикш, считая такой вид транспорта достаточно удобным и самым дешевым способом передвижения в переполненном городе, где часто бывают наводнения.

Правительство Индии объясняет свое решение исключительно моральными соображениями. «Это бесчеловечный вид транспорта, которого уже не осталось нигде в мире и больше не должно быть у нас», — сокрушается главный министр штата Западная Бенгалия Буддхадеб Бхаттачарджи. По его словам, отставные рикши теперь смогут учиться и подправить свое здоровье, так как многие из них страдают туберкулезом из-за ужасных условий работы.

Справедливости ради нужно сказать, что индусов в их решении прекратить рабский труд рикш не останавливает даже то, что этот экзотический вид транспорта является хорошей приманкой для туристов, падких на любое непривычное развлечение. Власти страны, похоже, решили, что им легче перевоспитать своих гостей, чем продолжать терпеть на улицах унизительный пережиток прошлого. «Рикши вовсе не являются частью традиций Калькутты, как это представляют некоторые западные посетители, которые видят Калькутту городом рикш, нищих и прокаженных», — сетует министр Бхаттачарджи. При этом он почему-то не упомянул, что именно рикш власти региона раньше пытались использовать в качестве одного из туристических аттракционов. Более того, в Калькутте регулярно проводились соревнования, выявлявшие самых быстрых бегунов с тележками.

Любопытно, что сообщение о запрете на рикш было сделано в Индии в разгар празднования 58-й годовщины независимости. Видимо, индусы сочли логичным именно в это время объявить о конце эпохи рикш, процветанию которых в большой мере содействовала британская администрация. Именно англосаксам пришла в голову мысль перевозить на рикшах людей, а не только товары, как было принято до этого.

Правда неизвестно, чем обернется это гуманное решение для самих рикш и станут ли они от этого счастливее. Ведь, по оценке благотворительных организаций, рикшами в Калькутте работает 18 тыс. человек, и каждый год их полку прибывает 2 тыс. беднейших индусов. И через несколько месяцев всем этим людям, не имеющим ни образования, ни средств, придется искать новую работу. Однако министр Бхаттачарджи заверяет, что все будет в порядке — бывшие рикши пройдут переподготовку и останутся работать в сфере перевозок. По его словам, власти рассматривают вопрос об альтернативных видах транспорта, на которых смогли бы работать обученные рикши. «Остается только один вопрос — где найти средства и как организовать курсы профессиональной переподготовки», — недоумевает министр.

Нина ГУГУШВИЛИ

Время новостей

N°153

23 августа 2005

Время новостей

***