Предварительные итоги прошедшего под знаком куриного гриппа августа 2005-го подвели вчера руководители ведомств, ответственных за борьбу с этим опасным заболеванием, попавшим в Сибирь и на Урал вместе с дикими птицами из соседнего Китая. Из последних заявлений чиновников «Россельхознадзора», «Роспотребнадзора» и МЧС можно сделать вывод, что ситуацию с распространением вируса птичьего гриппа А (H5N1), похоже, удалось стабилизировать, но единой модели действий на случай подобной опасности в российских регионах не существует, как и единого мнения глав субъектов федерации относительно того, что считать карантином.

Пока пострадавшими считаются шесть субъектов федерации — Алтайский край, а также Новосибирскую, Омскую, Тюменскую, Курганскую и Челябинскую области (сообщения о падеже дикой птицы в одном из заказников Калмыкии «Россельхознадзор» пока не подтверждает). Каждый из них, а заодно и сопредельные регионы карантинами, ограничением поставок куриного мяса и яиц, запретом охоты или, наоборот, отстрелом водоплавающих пытается остановить распространение вируса, однако пока угроза расширения очагов заболеваемости сохраняется.

Видимо, поэтому, европейцы уже начали подумывать о том, что со странной Россией, присоединившейся к клубу пострадавших от куриного гриппа держав, стоит держать ухо востро. И, несмотря на то, что ни одного случая мутации вируса и заражения им человека в нашей стране еще не выявлено, санитарные власти некоторых государств континента уже готовят превентивные меры, подобные тем, которые применялись во время вспышек птичьего гриппа и атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии. В крупнейших международных аэропортах Италии с начала этой недели будут особо следить за пассажирами рейсов, прибывающих из России. В случае выявления внешних признаков легочной инфекции неизбежна встреча с работниками местной санитарной службы, а то и обследование в специализированной клинике. Естественно, не может быть и речи и о ввозе в страны Евросоюза любых птиц, включая домашних попугайчиков или канареек.

Учитывая склонность напуганных Всемирной организацией здравоохранения европейцев к панике, такие меры можно считать оправданными. Однако российским медикам и ветеринарам едва ли приятно осознавать, что нашу страну приравняли к Китаю, где и масштаб эпидемии был иной, да и информацию о ее развитии власти выдавали мировому сообществу довольно скупо. В России же, по мнению главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, «эпизоотия птиц, вызванная вирусом птичьего гриппа, уже идет на убыль». По данным МЧС, непосредственно от гриппа за месяц погибло более 11 тыс. птиц, а в десять с лишним раз больше — около 128 тыс. были забиты вблизи очагов заболевания, чтобы остановить распространение вируса. Эта мера наряду с введением карантина и профилактической работой с владельцами домашней птицы, похоже, принесла определенные результаты — во всяком случае за вчерашний день из Сибири не поступало сообщений о новых случаях обнаружения вируса. По словам Геннадия Онищенко, в ряде пострадавших первыми районов сегодня даже готовятся отменять карантин.

В частности, по сообщениям региональных служб «Роспотребнадзора» и «Россельхознадзора», на убыль идет заболеваемость в Курганской, Новосибирской и Челябинской областях. В Тюменской области, напротив, у медиков прибавилось повода для волнений. Погасив первые очаги заболевания, обнаруженные в начале августа, они в минувшие выходные на одном из частных подворий в Ишимском районе столкнулись с новыми проявлениями птичьего гриппа. Стабильной остается ситуация в Алтайском крае, где карантин сохраняется в восьми населенных пунктах. При этом согласно сообщениям ИТАР-ТАСС, в Барнауле возбуждено и первое дело по факту сокрытия от ветеринарных властей информации о массовом падеже птицы. Якобы руководители Мамонтовской инкубационно-птицеводческой станции несвоевременно сообщили в начале августа о подозрительной гибели птицы. В свою очередь птицеводы обвиняют в нерасторопности ветеринаров, слишком долго определявшихся с диагнозом.

При этом именно от действий руководства птицефабрик сегодня в первую очередь зависит и перспектива распространения инфекции, и масштабы возможных убытков от куриного гриппа. Об этом предупредил вчера заместитель руководителя «Россельхознадзора» Евгений Непоклонов, подчеркнув, что попадание вируса от диких птиц и с домашних подворий на птицеводческие предприятия может кардинально ухудшить ситуацию. Сегодня практически все птицефабрики России перешли на закрытый режим работы: на территорию не допускаются не только посторонние, но порой и собственные сотрудники, имевшие контакт с домашней или дикой птицей. И пока вирус сквозь кордоны не просочился. Однако г-н Непоклонов вынужден был признать, что в Омской области есть подозрения относительно опытно-производственного хозяйства Сибирского НИИ птицеводства. Там, по данным местного управления МЧС, массовый падеж птицы пока не зафиксирован, однако специалистов смутили результаты предварительных анализов. Образцы крови птицы оттуда отправлены в Новосибирский государственный научный центр «Вектор», и ответ специалистов, изучающих их на наличие антител к вирусу куриного гриппа, ожидается в среду. Как отметил замглавы «Россельхознадзора», в случае, если «в ближайшее время этот диагноз подтвердится, то там придется забить сразу все поголовье — 142 тыс. птиц». То есть больше, чем было уничтожено за весь последний месяц.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ

Время новостей

N°153

23 августа 2005

Время новостей

***