(Новая газета). В Беларуси запретили мультики и завели уголовное дело на их авторов за оскорбление батьки — «символа государства». Это мульт личности. >>>

       «Нам демократия надо, когда человек работает, получает хоть

какую-то зарплату, чтобы и хлебушка купить, молочка, сметаны,

творожку, иногда кусочек мяса, чтобы накормить ребенка».

       А. Г. ЛУКАШЕНКО

       Самое смешное в Александре Лукашенко — это его цитаты. Если бы он молчал, не сопровождая свои действия комментариями, то ничего бы и не было — ни анекдотов, ни карикатур, ни пародий, ни мультфильмов с участием персонажа, весьма похожего на Александра Григорьевича. Тогда бы его просто называли диктатором — без смеха. Белорусский президент, кстати, на это и не обижается. Более того, ему даже нравится, когда его называют диктатором.

       Но, на свою беду, белорусский лидер очень любит поговорить, порассуждать на отвлеченные темы, причем не только в бане с единомышленниками, но и в прямом эфире, на трибуне или в поле, теребя колосок. Только из его прямых цитат и получаются в конце концов анекдоты, пародии и мультфильмы.

       Именно мультфильмам, живущим собственной жизнью на сайте «Мультклуб» (www.mult.3dway.org), на прошлой неделе объявили войну белорусские правоохранительные органы. Уголовное дело возбуждено по статье 367, часть 2 («Клевета в отношении президента Республики Беларусь»).

       Создатели сайта «Мультклуб» — студенты, активисты молодежной гражданской инициативы «Третий путь». В среду в семь часов утра к координатору проекта Павлу Морозову и администратору сайта Алексею Обузову пришли оперативники с постановлениями о проведении обыска. Забрали компьютеры и компакт-диски. Прогресс налицо. Еще несколько лет назад при обысках забирали мониторы: следователи и оперативники были уверены в том, что большой экран, на котором картинка, — это и есть компьютер…

       Позже Морозова и Обузова допросили. Ребята честно сказали: «Наше дело маленькое, мы мультики размещаем, а делает их некая виртуальная группа, с которой мы вообще не знакомы».

       — И это чистая правда! — подтвердил «Новой» Павел Морозов. — С авторами мы общаемся только по электронной почте. Я сам нашел первые мультики в интернете, связался с автором и предложил нашу техническую поддержку. Кроме того, люди, которые посещают форум нашего сайта, оставляют свои пожелания и часто подбрасывают идеи: «А почему бы вам не сделать мультик вот про это?..». Фактически все сценарии придумывает народ. Они действительно смешные, но не обижаться же на шутов?! В Средние века их специально при дворах держали.

       — Зато в тридцатые за анекдоты сажали…

       — Вот этого мы и опасаемся. Честно говоря, не очень-то уютно себя чувствуем.

       Ничего удивительного: самое смешное в мультфильмах — это цитаты. А цитаты берутся из официальных источников вроде государственного телевидения, где каждый вечер белорусский народ имеет удовольствие видеть и слышать шедевры президентского красноречия. Так что если и возбуждать дело, то не в отношении тех, кто всего лишь использует цитаты да фантазирует.

       Один из мультфильмов начинается с известной цитаты, произнесенной Лукашенко: «В бушующем море есть спокойный островок…». Так когда-то белорусский президент объяснял, где находится Беларусь. На фоне голоса белорусского лидера шумит море, плавают кораблики, и среди волн и корабликов — остров с очертаниями Беларуси. Тут, естественно, включается песня «Остров невезения». По периметру — колючая проволока и сторожевые вышки, посреди острова — большой монумент: Александр Григорьевич Лукашенко верхом на корове. (К слову, корова Милка — вовсе не вымысел, а реальный персонаж истории. Именно на необходимость заботиться о корове Милке когда-то сослалась Галина Лукашенко, объясняя, почему не собирается покидать деревню и ехать в Минск работать первой леди.)

       А на заборе из колючей проволоки, опоясывающем остров, — плакаты с цитатами Лукашенко: «Мы, как в сорок первом году, оказались во вражеском окружении»; «Я свое государство за цивилизованным миром не поведу»; «Чудовищный монстр, НАТО, подкрался к нашей синеокой Беларуси»; «Нам в Европу не надо. Запад — это не наше!»; «Все обрушились на нас — и на Западе, что греха таить, и в России. И обрушились не потому, что мы что-то делаем не так. Это все из-за зависти»… И на этом фоне туземцы тащат по острову на бамбуковых носилках Александра Григорьича в набедренной повязке — прямо к хижине с надписью «Президенция».

       Мило? Да, но не более того. Типичный виртуальный капустник. А вот цитаты — по-настоящему смешные.

       Вообще Александр Григорьевич в студенческих мультиках получился гораздо милее, чем в жизни. Эдакий милашка-бутуз, похожий на Винни-Пуха, Чебурашку и Масяню одновременно. И делает он в виртуальных мультфильмах все то же самое, что в жизни и на телеэкране: пишет президентский указ «Всем на лыжи! Хочу кататься», потом бегает на лыжах по просторам родины вместе со всей своей челядью (в мультике особенно удался образ патриаршего экзарха Беларуси Филарета в длиннющей рясе и на лыжах), играет в настольный хоккей сам с собой, фальсифицирует выборы, слушает собственные речи на старом патефоне, поет любимую песню из репертуара Валерия Ободзинского «О-о-о, как я счастлив!.»., аккомпанируя себе на баяне.

       Иногда мультяшному герою снятся кошмары: Путин в кимоно на татами; сковородка, на которой мухи и котлеты отдельно; скачущий на деревянной лошадке неприкаянный Акаев. В кошмарах того героя пилоты президентского «Боинга» направляют самолет, на борту которого находится августейшая особа, в пике, быстро повязывают на головы оранжевые ленточки и катапультируются. А Путин в 2006 году подписывает указ о предоставлении Лукашенко А.Г. политического убежища в России. Не сомневаюсь: именно такие кошмары ему и снятся в реальности…

       Но не нужно думать, будто весь 28-серийный мультипликационный сериал посвящен только одному герою, — ничего подобного. Это мультики про страну и жизнь. «Самое смешное в наших фильмах — это жизнь, которой живет Беларусь», — говорит координатор проекта Павел Морозов.

       Там, в виртуальном пространстве, брешут государственные телевизионщики. Омоновцы пляшут и поют: «Говорят, мы бяки-буки». Подхалимничает лукашенковская челядь. Радуется шкварке и чарке простой белорус (именно так Лукашенко некогда вывел формулу благополучия белорусской семьи: «Чтобы на столе были шкварка и чарка…»).

       Там над планетой летает космический корабль с пришельцами и зависает над черной дырой в центре Европы. Бортовой компьютер сканирует пространство для выяснения общественного строя в дыре и выдает: «Дебилизм». Потом, конечно, космический корабль с зелеными человечками сбивают доблестные белорусские ПВО (как когда-то они сбили американский воздушный шар с двумя спортсменами), и мультяшный Лукашенко комментирует: «Понаехали тут учить нас, а у самих на альфе Центавра своих проблем хватает!».

       Такая вот обычная виртуальная жизнь с нехитрым студенческим юмором, который почему-то, с точки зрения властей, угрожает государственной безопасности «маленького спокойного островка в бушующем море». Недаром же Павла и Андрея допрашивали не в прокуратуре, а в КГБ…

       Не знаю, чего хотели добиться белорусские государственные умы, но получилось, как всегда: посещаемость сайта «Мультклуб» возросла многократно, теперь ежедневно на нем регистрируется не менее 50 тысяч посещений, тогда как раньше мультиками интересовались не слишком.

       Многие интернет-сайты на всякий случай перекачали их и выставили у себя — на случай, если власти блокируют «Мультклуб». Российские телеканалы с удовольствием крутили в новостных выпусках отрывки из мультфильмов, причем разнообразные: к примеру, в трехчасовом выпуске — один фрагмент, в шестичасовом — уже другой. Но обязательно с участием Александра Григорьевича. В общем, Масяня отдыхает.

       Сегодня белорусские чиновники пытаются объясниться: мол, президент — это символ государства, а над символами издеваться нельзя. Хотя наилучшим выходом для властей было бы немедленно забыть о мультказусе и тихо закрыть уголовное дело. Законы информационного жанра беспощадны: завтра прогремят новые взрывы, разобьются самолеты, начнется война — и о мультяшном Лукашенко все забудут. Впрочем, он продолжит жизнь и в мультиках, и в пародиях, и в анекдотах. Хотя Александр Григорьевич и не символ государства (в любом государстве символы — это флаг, герб и гимн), но то, что он артефакт, несомненно.

       

       Ирина ХАЛИП, наш соб. корр. Минск

     

       

ЭКСПЕРТЫ ПО МУЛЬТИК-МЕДИА

       

       Эдуард УСПЕНСКИЙ (Крокодил Гена, Чебурашка, Простоквашино…):

       «У меня есть повесть «Жаб Жабыч метит в президенты». Там героя благоразумно остановили друзья, и он стал пробиваться в мэры города.

       Думаю, мы недалеко ушли от Лукашенко. И то, что Шендеровича, который делал «Кукол», до сих пор не посадили, еще ни о чем не говорит. Насколько мне известно, были нападки в адрес сайта «Владимир Владимирович», а потом (ходят слухи) его перекупил кто-то из кремлевских.

       Ситуация в Белоруссии — это то, что нас ожидает в будущем. Только у нас все умнее, тоньше… худощавее, что ли.

       Не везде можно использовать образ президента. Вот телевидение, реклама, а также многие политические деятели и партии используют Путина как бренд — им можно, они же напрямую любят президента. С анимацией — другое дело: это ведь ожившая карикатура. А карикатуры бывают ядовитыми.

       Когда еще при царе была цензура, в одной столичной газете появилась картинка с подписью «Далеко арапке до тряпки». А московскими городскими начальниками в то время были господа Трепов и Арапов. Был большой скандал. Все же поняли намек на двух мэров — но никого же не посадили и даже газету не закрыли!

       Жестче, жестче стали времена… А сколько злобных карикатур на Никсона публиковалось в американской прессе и сколько их сейчас на Буша! Потому что они уверены в себе. Боязнь любой критики — это боязнь за свое место. Когда люди твердо сидят, они не боятся».

       

       Олег КУВАЕВ (Масяня):

       «Даже не представляю такую ситуацию: появление первого лица государства в своих работах. Во-первых, элементарно потому, что мне это неинтересно. Во-вторых, в России это нонсенс: любое подобное действие автоматически станет политикой — ну и сбегутся всякие балбесы…

       Ситуация, примерно одинаково запущенная что у нас, что в Белоруссии. Ну разве что у них все чуть более утрированно, их цензура — карикатура на российскую. Чем так опасна анимация? Карикатура — это юмор, а юмор — это естественная человеческая эмоция. Естественному человеку свойственно стремление к свободе, а в несвободном государстве вытравливается все свободное.

       Я бы с удовольствием сотрудничал с кино и телевидением, но так уж получается, что свободное творчество у нас возможно только в виртуальном пространстве. Хотя информационная цензура в интернете и попытки тотального контроля сетевого пространства, которые мы наблюдаем в последнее время, — это не просто «пугалки». Это технически возможно. И на законодательном уровне тоже.

       Дело тут не в «Доктрине информационной безопасности». Легитимность у нас на втором плане, а законным считается то, что делается нужными людьми. Уже сложилась новейшая иконографическая традиция изображения первого лица государства: первое лицо государства лучше не трогать. И надо отметить, что эта новая русская традиция основана на старой русской пословице».

       

       22.08.2005

№ 61

22 августа 2005 г.

Новая газета

***