Международный авиакосмический салон в подмосковном Жуковском длится пять дней. И все они не похожи друг на друга. Первые, как правило, насыщены брифингами для журналистов, последние изобилуют показательными полетами и заключением контрактов. Корреспондент «СИ» побывал на МАКСе в период его экватора, на третий день работы, но тоже успел увидеть массу интересного.

Авиакосмос и не только

Восемь часов утра — именно в это время мы приехали на салон, чтобы избежать пробок и очередей — на огромном поле, уставленном павильонами, тихо и спокойно. Но уже через два часа оно оживет и наполнится людьми. Если выдумаете, что МАКС-это только техника и стенды предприятий, связанных прямо или очень косвенно с авиакосмосом, то вы сильно ошибаетесь. Здесь есть все и для людей, далеких от этой отрасли. Например, павильон с модными японскими мотоциклами и шведским автомобилем, разгоняющимся до 395 км/ч. Поражает огромное количество и размеры летних «пивных кафе», с ценами, вполне сравнимыми с самарской Набережной. Почти на каждом углу ларьки с сувенирной продукцией. Тем не менее при мне один несчастный коллекционер посетовал на отсутствие фирменных вымпелов. Для детей здесь раздолье — ездят красивые паровозики, повсюду продают мороженое, поп-корн, шарики и игрушки (впрочем, это же — кошмар для родителей). Некоторые участники даже позволяют подходить и фотографироваться рядом со своей продукцией. Любимцами публики стали, на мой взгляд, несколько объектов. Среди них — полномасштабный макет космического корабля нового поколения «Клипер», в нем можно было посидеть и сфотографироваться. Такое же горячее внимание вызвал Ил-96-300, на котором не случайно появилась огромная надпись Cubana, поскольку этот самолет воронежцы построили для самого Фиделя Кастро. Желающих побывать в салоне до Фиделя оказалось настолько много, что к лайнеру выстроилась длинная очередь. Кстати, гендиректор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (именно это предприятие удостоилось чести строить лайнер для кубинского лидера) Вячеслав Саликов заметил: «Мне впервые за последние годы не стыдно стоять рядом с этим самолетом. Обидно только, что так до сих пор и не был реализован проект по строительству Ил-96 для сопровождения российского президента.

Если кубинцы допустили нашу публику до своего самолета, то американцы оказались не столь гостеприимны. От ВВС США на МАКС прилетела целая делегация. Видимо, темно-серая боевая авиатехника американцев должна наводить страх уже одними своими названиями — «Черная вдова» и т.п. Впрочем, и у нас есть свои вертолетные «черные акулы» и «аллигаторы» от КБ Камова. Их кстати, тоже можно было увидеть на МАКСе.

Поле рядом со взлетно-посадочной полосой к полудню почти под завязку заполнилось людьми. Шоу МиГов, Су и их иностранных коллег из США, Франции и Италии, поверьте, стоит многочасового сидения на траве.

Самые замысловатые восьмерки, петли, пике — на земле кажется невероятным, что груда металла может вытворять такие кульбиты, которые по силам разве что Светлане Хоркиной. Особенно мне понравилась солидная группа «мужчин в черном» (словно сбежавших со съемок одноименного фильма), в едином порыве уставившихся в небо. Заворожено смотрел на выступления российских истребителей и американский пилот, наполовину высунувшись из кабины огромного самолета.

В будущее с оптимизмом

На МАКСе всегда было принято объявлять о заключенных контрактах. Например, авиакомпания «Ю Тэйр» объявила сразу о двух соглашениях: об участии в московском проекте «Аэротакси» и о партнерстве с банком «Ренессанс капитал». Вместе банк и авиаперевозчик создадут систему кредитования на покупку авиабилетов. Причем оформить кредит можно будет через сеть продаж «ЮТэйр». В первую очередь нововведение придет к сибирякам, ведь компания широко представлена именно в этом регионе, но руководство обещает размножить ее затем и на другие территории своего присутствия. Проект кредитования возник, безусловно, не на пустом месте, поскольку авиаперевозчики понимают, что их услуги для большей части населения слитком дороги. Впрочем, существенно повлиять на цену билетов они сейчас не в силах. Большая часть стоимости приходится на топливо. «В течение этого года произошло двукратное увеличение цен на авиационный керосин. И заметна тенденция к дальнейшему росту», -говорит Андрей Мартиросов, гендиректор авиакомпании «ЮТэйр». По подсчетам экспертов, на региональных перевозках керосин занимает до 60% стоимости услуги. Несмотря на это, компания уверенно смотрит в будущее: «В прошлом году мы перевезли 1,5 млн. пассажиров, в этом году планируем довести этот показатель до 2 млн., а в 2006 — до 2,2 млн. Для этого в компании создана программа поощрения часто летающих пассажиров, к сегодняшнему моменту число ее участников уже 40 тысяч человек. Андрей Мартиросов считает наиболее перспективными перевозки на небольшие расстоянии, несмотря на то, что этот рынок пока очень мало востребован. Кроме того, «ЮТэйр» — ведущая российская компания по вертолетным перевозкам. И в этой сфере она намерена расширять свою географию на восток и запал России. «Мы в предвкушении геолого-разведывательного бума в стране в скорой будущем, замечает Андрей Мартиросов. — А также планируем развивать офшорные полеты — на плавучие буровые с береговой черты».

Сейчас компания «ЮТэйр» делает ставку на иностранные самолеты. Первой она закупила несколько региональных ATR-42 и планирует расширить свой парк «боингами». По мнению руководства, сейчас в России не выпускают достойных самолетов. Требования перевозчика просты: машина должна быть серийная, должна доказать соответствие техническим параметрам и ресурсным обязательствам. «Техника ATR этим требованиям полностью отвечает, — говорит Андрей Мартиросов, — Чего, например, нельзя сказать о самолете Ан-140. Впрочем, что касается отечественных авиапроизводители, то они, наконец, стали понимать, что надо делать конкурентоспособный продукт». Причем сегодня, по его мнению, налицо рост интереса к турбовинтовым и турбореактивным самолетам.

Впрочем, не все сибиряки так настороженно относятся к российским самолетам. В первые дни салона было заключено трехстороннее соглашение между «Финансовой лизинговой компанией», авиакомпанией «Якутия» и самарским «Авиакором» по продаже самолетов Ан-140. «Это наше главное достижение на авиасалоне», — отметил Сергей Лихарев, председатель совета директоров ОАО «Авиакор».

Самарский след на МАКСе

На МАКС приехало 18 самарских предприятий. Причем они были рассеяны по разным павильонам. СНТК им. Кузнецова разместился сразу в двух местах. Рядышком со стендом Военно-воздушных сил можно было увидеть огромный двигатель НК-321, которым предполагается обновить военную авиатехнику, в том числе и Ту-160. «Мы участвуем в программе модернизации дальней и воздушно-транспортной авиации ВВС, — рассказывает Олег Эрнезакс, заместитель гендиректора по маркетингу. — Сама программа начнет финансироваться со следующего года».

Двигатель НК-93 можно было увидеть «вживую» уже на основном стенде СНТК. Его удалось привезти на МАКС благодаря усилиям губернатора Самарской области, который лично обратился к Владимиру Путину за помощью в этом вопросе. «Соответствующим распоряжением президента нам были выделены средства, сейчас уже мы оформляем их получение», — рассказывает Олег Владимирович. После авиасалона двигатель отправится в Л ИИ им. Громова, чтобы пройти испытания на Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория). «В ходе тестов мы должны подтвердить прототип, доказать, что его характеристики лучше мировых, — говорит г-н Эрнезакс. — А после испытаний мы сможем уже дальше работать над совершенствованием двигателя с учетом тенденций нынешнего времени, новых технологий, требований авиастроителей. Вместе с Aerbus Industries мы будем разрабатывать различные варианты применения нашего двигателя как в гражданской, так и в военно-транспортной авиации. Результаты испытаний мы надеемся получить уже в следующем году».

Другое крупное предприятие региона — ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» — мне удалось найти в павильоне «Роскосмоса». Как рассказал Владимир Алешин, замначальника отдела внешнеэкономической деятельности, предприятие показывает здесь уже работающую или перспективную технику. На фоне фотографии Москвы из космоса можно было увидеть макеты комплекса дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК» и аппарата «Фотон-М», предназначенного для научных исследований и экспериментов в космосе. Несмотря на то что последний был разработан уже много лет назад, аналогов в мире ему до сих пор не существует. «На выставке мы представили целое семейство ракет-носителей «Союз», которые постоянно модифицируются, так что в новом «Союзе-2″ старым осталось только название», — замечает Владимир Алешин. На авиасалоне «прогрессовцы» ведут активные переговоры, большой интерес вызвала экспозиция у Немецкого космического агентства, которое планируют использовать самарские ракеты-носители для выведения на орбиты разной высоты своих полезных нагрузок.

Впрочем, разработки «ЦСКБ-Прогресс» можно было увидеть и на других стендах салона. Например, на стенде «Космические силы» — ракету-носитель «Молния М», а «Союз» разместило у себя Европейское космическое агентство.

Юлия ВЕТЧИНКИНА.

«Самарские известия»

№ 154 (4650)

20 авнуста 2005 г.

*