Успешная презентация 12 августа в Самаре первого серийного Ан-140 российской сборки сразу изменила отношение к нему со стороны потенциальных заказчиков и покупателей. Уже в первый же день работыVII Международного аэрокосмического салона руководители авиакомпании «Якутия», «Финансовой лизинговой компании» и самарского предприятия «Авиакор — Авиационный завод» подписали контракт на поставку в Якутск 3 таких самолетов. Заказ, сделанный авиакомпанией «Якутия» еще 2 года назад, обрёл рамки конкретного финансового договора. >>>

По словам председателя совета директоров «Авиакора» Сергея Лихарева, сейчас первый самарский Ан-140 готов к отправке заказчику: самарцам осталось лишь окончательно доработать с заказчиками детали контракта по комплектации самолета и сроку лизинга. Поставка из Самары в Якутск остальных 2-х самолетов запланирована на будущий год. Авиакомпания «Якутия» также подписала опцион – предварительное соглашение о заключении договора в оговоренные сроки еще на один самолет. Кроме того, в ближайшее время будет заключен договор на поставку 5 Ан-140 с другой якутской авиакомпанией «Алроса».

С заказами у самарцев сейчас дела обстоят неплохо: в продвинутой стадии находятся переговоры на поставку российским покупателям почти 40 самарских самолётов. Как заявил журналистам Сергей Лихарев, в следующем, 2006 году в Самаре планируется собрать 4 самолёта Ан-140, в 2008 году – 8, а к 2009 выйти на выпуск 10 машин ежегодно. Пока расчётная мощность «Авиакора» по выпуску Ан-140 — 12 машин в год, однако при необходимости она может быть увеличена.

Мы не рекламируем самарский «Авиакор». И потому здесь можем отметить, что нашему авиазаводу в его нынешнем состоянии, когда в течение многих лет предприятие лишь укомплектовывало двигателями и авионикой пару десятков заложенных еще в советские годы пассажирских лайнеров Ту-154 М и в основном занималось лишь ремонтом и модернизацией этих машин, наладить в течение года самостоятельный серийный выпуск новых самолётов Ан-140 не по силам. Даже при наличии денег, наш «Авиакор» сегодня не в состоянии самостоятельно собрать самолёт, потому что есть большое отставание по освоению конструкторской документации и запуску самостоятельного производства комплектующих, отсутствуют специалисты по основным специальностям.

Кроме того, пока уровень культуры производства достаточно низок и оно не сертифицировано. Фактически работы по сборке следующих 5 экземпляров самолёта приостановлены: все находились в ожидании положительного эффекта от презентации и представления первого серийного Ан-140 на авиасалоне в Жуковском. По оценкам харьковских экспертов, даже при условии своевременного финансирования компанией «Базовый элемент» производства и подготовки кадров на нашем авиазаводе, «чистый » самарский Ан-140 может быть создан не ранее чем через пару лет. Естественно, ждать еще годы заказчики и покупатели не смогут.

Да и нашему заводу и городу авиастроителей, чьим неофициальным символом является человек с крыльями, терять эти годы нельзя. Поэтому партнеры самарских авиастроителей из Харькова предложили свой вариант дальнейшего сотрудничества. Генеральный директор Харьковского авиапредприятия Павел Науменко, который 2 года тому назад пришёл со своими заводчанами на помощь самарцам, в результате чего было создано совместное предприятие МАП-140, предложил временно обеспечивать сборку Ан-140 в Самаре готовыми харьковскими самолётокомплектами. Это сэкономит «Авиакору» 1,5-2 года на подготовку самостоятельного производства и своевременное выполнение имеющихся заказов от российских авиакомпаний. Именно так сегодня наш АвтоВАЗ обеспечивает сборочными автокомплектами украинские автозаводы в Луцке и Кременчуге, где уже проходит не их простая «отверточная» сборка, а налаживается совместное производство.

Поясняя свою позицию, Павел Науменко сказал вашему корреспонденту:

Первый товарный самолет стал плодом тесной кооперации российских и украинских самолетостроителей, и я не сомневаюсь в его большом будущем на российском рынке. Харьковчане помогли самарцам восстановить и доукомплектовать производственную линию по сборке Ан-140, направили сюда свой техперсонал для обучения коллег и помощи в создании первой машины, поставили 70% агрегатов на первый российский Ан-140, наконец, передали предприятию «Авиакор — авиационный завод» оборудование летно-испытательной станции, без которого не состоялся бы первый полет. Ожидается, что в дальнейшем Харьков будет поставлять ряд в Самару ряд ответственных агрегатов и участвовать в комплектации самарских самолетов. И следующий Ан-140 можно будет собрать уже через 3-4 месяца…

Последние заявления Сергея Лихарева, сделанные им на авиасалоне в Жуковском, позволяют сделать вывод, что руководство «Авиакора» и компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски, которому принадлежит этот завод, приняло это предложение украинских партнеров. Кстати, следует пояснить другое достаточно дипломатичное заявление Сергея Лихарева: мол, существует «джентельментское соглашение» с Харьковским авиационным промышленным предприятием, согласно которому самарский завод будет преимущественно собирать машины для внутреннего рынка России, а харьковчане — работать на украинский и зарубежный рынки.

В своё время вашему корреспонденту удалось узнать у Константина Алексеевича Титова, в чем причина такого разделения сфер влияния на авиационном рынке. Оказалось, что харьковских производителей минтранс России иначе просто не допускает к продаже украинских Ан-140 российским авиакомпаниям. Еще год назад наш губернатор заметил:

Я благодарен руководителю управления воздушного транспорта Александру Нерадько, который сказал: пока совместный российско-украинский самолёт Ан-140 не пойдёт с самарского авиазавода, никаких сертификаций харьковчане не получат. Поэтому сюда и приехал из Харькова г-н Науменко — его просто иначе не пускают на рынок России. Это правильная политика г-на Нерадько и министерства транспорта России…

Теперь, надеюсь, вам, дорогие читатели, становится понятным, почему делегацию Украины на официальный подъем в воздух первого собранного в Самаре самолёта Ан-140 самолета возглавил сам государственный секретарь Украины Александр Зинченко. Человек, входящий в пятёрку высшего руководства страны. Приветствуя экипаж киевских испытателей из КБ имени О.К. Антонова и самарских самолетостроителей после полета, отметил: «Я искренне аплодирую и экипажу, и заводчанам за замечательную работу по созданию нового самолета. Ан-140 — это символ. Он бросил вызов времени, авиационному рынку. Но его символ в том, что этот корабль вобрал опыт двух братских народов. Мы вместе подняли на крыло блестящую машину, и я желаю, чтобы этому самолету всегда сопутствовал попутный ветер, и на его пути было меньше турбулентности!» А затем, в беседе с сопровождавшими его журналистами из Киева и Харькова, прямо пояснил заинтересованность украинской стороны в продвижении совместного проекта в авиастроении: российский рынок для Украины является бездонным — «будет потреблять столько, сколько мы сможем сделать».

Действительно, на сегодня самарский Ан-140 — первый и пока единственный пример успешной кооперации между самолетостроителями Украины и России. Детали и узлы для самолета поставляют более 800 контрагентов. Около 50% комплектующих поступает из России, 40% — из Украины, 10% — из дальнего зарубежья. Харьковский авиазавод стал наиболее успешным предприятием СНГ, выпускающим гражданскую авиатехнику: за последние 5 лет он продал 19 самолетов (в то время как на всех российских авиазаводах за это время собрали 20 гражданских лайнеров). Перелом в развитии проекта Ан-140 наступил в июле 2003 года, когда между администрацией Самарской области, ОАО «Авиакор-авиационный завод» и харьковским авиапредприятием было подписано соглашение о развитии программы Ан-140 в Российской Федерации и образовании совместного предприятия «Международный авиационный проект — 140».

Губернатор Самарской области Константин Титов, в свою очередь, высказал глубокое удовлетворение сотрудничеством с харьковским авиазаводом. Он на презентации первого самарского «антонова» был вместе с главой Самары Георгием Лиманским и при общении с журналистами подчеркнул, что город и область окажут всяческую поддержку возрождению авиационного производства на самарском авиазаводе:

Сегодня в мире страны отстаивают преференции и налоговые льготы в отношении. Мне тоже хотелось бы, чтобы заводы, конструкторские бюро имели преференции от нашего государства, субсидии, льготное кредитование… Мы же у себя готовы предоставить налоговые льготы, льготные бюджетные преференции для своих авиапроизводителей. Есть проблема с землей — территория авиазавода просто огромная. Но и эту задачу мы можем решить…

Ан-140 — первый и пока единственный успешный проект кооперации между самолетостроителями Украины и России. С 2004 года на авиазаводе выпускается новая модификация Ан-140 — самолет Ан-140-100, который отличается от базовой модели удлиненным на 1 м крылом, более совершенными по форме мотогондолами, большими по объему топливными баками, что позволило увеличить дальность беспосадочного полета на 300 км, а потолок до 7600 м. Первый самарский «антонов» оказался промежуточным вариантом: в его конструкцию за время работы по его изготовлению внесено около 200 изменений, направленных на улучшение его качеств, но крыло осталось от старого «ста сорокового». Все последующие самарские машины будут уже выпускаться в модификации Ан-140-100.

Кстати, следует воздать должное создателям самолёта Ан-140 из киевского КБ имени академика Олега Антонова. В начале 90-х они сумели заглянуть на многие годы вперед и увидеть перспективу значительного подорожания авиационного топлива. Дело в том, что за последние годы из-за стремительного роста цен на нефть и нефтепродукты стоимость авиационного керосина выросла в 2 раза (!) и сейчас его доля в цене авиационных билетов в Европе достигает 60%. А наш Ан-140, оснащенный экономичными вертолетными двигателями конструкции питерских моторостроителей из КБ имени Владимира Климова, расходует примерно в полтора раза меньше топлива чем его предшественник Ан-24 и по своей экономичности соответствует лучшим мировым моделям. Так что даже рост цен на авиационное топливо сегодня объективно работает на самарских авиастроителей, увеличивая рыночный спрос на эту экономичную, малошумную и экологичную машину.

Андрей БОНДАРЕНКО

*