Российский автопром с иностранным профилем. На прошлой неделе УАЗ начал серийную сборку внедорожников UAZ Patriot, сегодня на "Иж-Авто" состоится запуск конвейера по производству автомобиля Kia Spectra
(ФИ). За последние несколько дней сразу два российских автозавода запустили в производство новые модели. На прошлой неделе УАЗ начал серийную сборку внедорожников UAZ Patriot, в понедельник на «Иж-Авто» состоится запуск конвейера по производству автомобиля Kia Spectra. Отечественный автопром давно не радовал россиян таким количеством новинок. Общее у обеих премьер одно — они отражают тенденцию интеграции российских производителей автомобилей в мировую автоиндустрию. Patriot на 20% состоит из импортных комплектующих, а на «Иж-Авто» и вовсе сделали ставку на корейские модели. Похоже, сегодня выпуск иномарок и более широкое использование импортных комплектующих — наиболее оптимальный вариант развития российского автопрома.
Времена безоговорочной поддержки отечественного автопрома со стороны государства заканчиваются — «на носу» вступление России в ВТО и последующее снижение пошлин. К сожалению, отечественные предприятия не смогли использовать 10-летний период благоприятных условий на рынке для обновления производства и модельного ряда. А тем временем предпочтения россиян сместились в сторону более дорогих и качественных автомобилей. Продажи иномарок, более отвечающих новым запросам российского потребителя, растут гигантскими темпами. А отечественные производители, работающие еще по старым лекалам, теряют позиции. Особенно это стало заметно с началом 2005 года, когда спад продаж российских автозаводов в процентном отношении стал достигать двузначных цифр.
На «Иж-Авто», дочернем предприятии Группы «СОК», решили «не изобретать велосипед». Отказавшись от производства собственных устаревших моделей, «Иж-Авто» сделало ставку на производство иностранных автомобилей. Сегодня на автозаводе состоится запуск сборочного конвейера для выпуска корейской модели Kia Spectra. Автомобиль будет собираться полностью из импортных деталей, силами «Иж-Авто» будет осуществляться лишь сварка, сборка и окраска корпусов. До конца 2005 года планируется собрать около 8 тыс. машин. Предполагаемый объем выпуска в 2006 году — 25 тыс. автомобилей, в будущем планируется производить по 40 тыс. в год.
Специально в рамках этого проекта «Иж-Авто» подписало соглашение с Минэкономразвития о предоставлении предприятию таможенных льгот на ввозимые комплектующие. Согласно этой договоренности, пошлины на компоненты для производства Kia Spectra будут существенно снижены, одновременно «Иж-Авто» берет на себя обязательства по увеличению локализации производства корейских моделей. Это первый такой проект, осуществляемый с момента принятия правительственного постановления о промсборке. И именно благодаря льготам «Иж-Авто» удалось удержать стоимость Kia Spectra в конкурентных пределах. На российском рынке Kia Spectra будет продаваться в трех комплектациях и стоить от $11 500 до $14 500 — это ценовой сегмент, в котором продаются Chevrolet Lacetti и Viva, Ford Focus и Hyundai Accent. При этом планируется, что автомобиль будет иметь более богатую комплектацию, чем у конкурентов при сравнимых ценах. По нашим данным, Группа «СОК» планирует сборку и других импортных моделей на площадке «Иж-Авто».
В последнее время все больше иностранных компаний налаживают производство своих автомобилей в России. Так, во Всеволожске производятся автомобили американской компании Ford (Ford Focus в трех модификациях: седан, хэтчбэк и универсал), в Москве — французской Renault (Renault Logan), в Калининграде — корейской KIA (КIA Rio), немецкой BMW (третьей, пятой и седьмой серий), американских Hummer (H2) и Chevrolet (Tahoe и TrailBlaze), в Таганроге — корейской Hyindai. Переход на выпуск иномарок — оптимальный путь развития для многих российских автопроизводителей, считают эксперты. Немногие сегодня имеют ресурсы и возможности для разработки современных моделей, организации их качественной сборки. А спроса на устаревшие, недорогие, но некачественные машины уже нет. Такого же мнения придерживаются и в правительстве. По мнению главы МЭРТа Германа Грефа, выпуск иномарок российской сборки к 2008 году должен увеличиться в 3.5 раза по сравнению с нынешним уровнем.
• Михаил ХМЕЛЕВ
22.08.2005 10:34
***