МАКС-2005 может войти в историю в качестве одной из самых успешных аэрокосмических выставок в мире. Российский салон переживает аншлаг. Только в субботу его посетило более 240 тысяч человек. В воскресенье — последний день работы — еще больше. В результате — многокилометровые пробки на подъезде, нехватка входных билетов (их тираж специально допечатывался организаторами) и проблемы с выездом посетителей, прибывших в Жуковский на общественном и личном транспорте.

С пятницы, когда двери МАКСа открылись для всех желающих, железнодорожники бросили на перевозку посетителей авиасалона все имеющиеся электрички, но их не хватало. Дорога до Москвы вместо 30 минут занимала несколько часов. Однако недовольных нет. МАКС-2005 — это настоящий, хорошо срежиссированный праздник. Когда-то салон воспринимали как исключительно внутрироссийскую выставку для наших фирм, неспособных представить свою продукцию за рубежом. То, что происходит в Жуковском, свидетельствует, что МАКС давно пережил подростковые комплексы и стал одним из ведущих аэрокосмических салонов мира.

Рекорды во всем. От количества представленных фирм — 40 стран-участниц (на салоне в Фарнборо в 2004 году выставлялись фирмы из 34 государств, а на Paris Air Show-2005 в Ле-Бурже — из 46) до количества посетителей. Но главное, что авиапроизводители России смогли продать авиакомпаниям 80 самолетов различных классов. Для МАКСа это абсолютный рекорд. Только одна лизинговая компания «Ильюшин Финанс» подписала соглашения на поставку 56 самолетов трех типов — региональных Ан-148, среднемагистральных Ту-204 и дальнемагистральных Ил-96 на $1,5-1,7 млрд. А ведь, предваряя МАКС, в Минпромэнерго обещали, что в рамках салона будет объявлено о заключении контрактов на сумму «лишь» около $380 млн.

АХК «Сухой» подписала с Финансовой лизинговой компанией договор о «твердом заказе» на десять 95-местных региональных самолетов семейства RRJ (их каталожная стоимость — около $260 млн).

RRJ — это еще и самый современный отечественный авиадвигатель SаM-146. Создан он НПО «Сатурн» в кооперации с французской Snecma. Глава «Сатурна» Юрий Ласточкин заявил «Известиям», что новый двигатель — это прорыв в сфере высоких технологий. Качество исполнения двигателя позволяет надеяться, что он станет таким же популярным, как и другой двигатель Snecma, предназначенный для дальнемагистральных авиалайнеров компаний Boeing и Аirbus.

— SаM-146 может использоваться как в существующих лайнерах, так и в самолетах будущего, — говорит Ласточкин. — Я уверен, что именно под него они и будут проектироваться.

Еще одна сенсация — решение о возобновлении серийного производства самых больших в мире транспортных самолетов Ан-124-150 «Руслан». В ходе салона глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что считает эту программу «наименее рискованной, так как машина не имеет внутренних и внешних конкурентов», то есть государство без боязни может вкладывать деньги в производство, ожидая финансовой отдачи от проекта.

Так что, по мнению экспертов, российский авиапром выходит из кризиса, о чем МАКС-2005 свидетельствует и чему содействует.

• Дмитрий ЛИТОВКИН

11:01 22.08.05

Известия.Ru

*