День Воздушного Флота отмечается в России в третье воскресенье августа в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России». Ранее праздник отмечался как День Воздушного Флота СССР с 18 августа 1933 года.

Гражданская авиация в России начала свое развитие с 1923 года: в этом году было создано Всероссийское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» и открыта первая воздушная линия: Москва — Нижний Новгород. Известное влияние на развитие гражданского воздушного флота в СССР в середине 1930-х годов оказала постройка 24-местного самолета Ли-2. Значительное развитие отечественной гражданской авиации началось в конце Великой Отечественной войны, когда был создан двухмоторный самолет Ил-12, а затем его модификация Ил-14, которые с 1947 года вышли на линии «Аэрофлота» и вместе с Ли-2 стали основными гражданскими самолетами в СССР. Уже в 1940 году общая сеть внутренних воздушных линий в СССР составляла 144 тысячи километров, было перевезено 400 тысяч человек.

Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950-х годов благодаря использованию многоместных реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. Ту-104, перевозящий до 100 пассажиров со скоростью 800-900 км/час, с 1956 года стал основным самолетом на магистральных линиях «Аэрофлота». С созданием реактивных самолетов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 1960-х годов) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2). В 1965 году был построен самый большой в мире транспортный самолет Ан-22 (Антей). В 1968 году совершил свой первый полет самолет Ту-154. В 1969-1970 годах Аэрофлот пополнился новыми самолетами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях.

С 1970-х годов входят в эксплуатацию пассажирские самолеты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/час при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолетов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов Аэрофлота широко внедряются автоматика и счетно-решающая техника. В 1964 году для объединения всего воздушного транспорта было создано Министерство гражданской авиации (впоследствии Департамент воздушного транспорта), с 1996 года — Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года — Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года — Федеральному агентству воздушного транспорта.

После распада СССР в 1991 году «Аэрофлот» перестал существовать как единая отрасль. Стали формироваться «собственные авиации» в бывших союзных республиках и в регионах России. На базе территориальных управлений возникли концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния, а в ряде регионов (Крайний Север, Сибирь, часть Дальнего Востока) более 60 процентов. Авиация специального применения осуществляет около 100 различных видов работ в сельском хозяйстве, строительстве, нефтедобывающей промышленности, геологии, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.

РИА НОВОСТИ

*