День Воздушного флота России, который отмечает страна, это и наш праздник. Самарская область внесла огромный вклад в развитие отечественной авиации. Особенно весом был этот вклад в годы Великой Отечественной войны. Немногим сегодня известно, что еще в довоенном 1939 году Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял важное для страны решение «О строительстве и реконструкции отечественных самолетных и авиамоторных заводов». В Куйбышеве на станции Безымянка решено было создать базу для данной отрасли.

Война резко ускорила этот процесс. В наш город были эвакуированы крупнейшие предприятия авиационной промышленности: Московский завод №1, Воронежский завод №18, Московский моторостроительный завод №24, Тульский оружейный завод №525, выпускавший авиапулеметы, Подольский завод №125, готовивший броню, Киевский завод авиационного вооружения и многие другие оборонные предприятия. Едва закончив разгрузку, они немедленно приступали к выпуску боевой техники, а попутно выполняли срочные правительственные заказы.

В ноябре 1941 года по личному заданию И.В.Сталина Куйбышевский завод аэродромного оборудования приступил к вооружению учебных самолетов У-2 для использования их при защите Москвы. Для этого на фанерном «кукурузнике» устанавливались приспособления для сбрасывания авиационных бомб весом от 25 до 100 килограммов, а в кабине второго пилота устанавливался пулемет ШКАС.

Буквально за 10 дней специалисты завода изготовили чертежи на оснастку, разработали технологию установки вооружения. Ночные легкие бомбардировщики, как стали называть эти машины, получились простыми и безотказными. Они помогли отстоять столицу и находились на вооружении до самого конца войны. На них летали летчицы 588-го бомбардировочного полка.

Но основной продукцией куйбышевских заводов стали штурмовики ИЛ-2. Мощные, быстрые, хорошо вооруженные, они были грозным оружием против артиллерии, танков, самоходных орудий и другой техники и живой силы врага. За годы войны их было выпущено 36 163.

В январе 1942 года завод номер 1 (ныне предприятие «ЦСКБ-Прогресс») выпустил первую крупную партию истребителей МиГ-3. Это была очень нужная фронту боевая машина. Истребитель развивал небывалую для того времени скорость 650 километров в час, поднимался на высоту до 7000 метров, имел хорошее вооружение. Недаром при виде этих ястребков, немецкие летчики немедленно предупреждали своих: «Внимание! В небе советские МиГи!». В процессе их производства непрерывно вносились конструктивные усовершенствования. Корпус и крылья истребителя стали металлическими, модернизировалось вооружение, появились приборы для полетов в ночных условиях. Всего за годы войны в Куйбышеве было выпущено 3122 самолета МиГ-3.

Уже в первые месяцы производства боевых машин на оборонных предприятиях стала ощущаться острая потребность в инженерных кадрах. 16 марта 1942 года Куйбышевский обком ВКП(б) принял решение «Просить Государственный Комитет Обороны разрешить открыть в г. Куйбышеве авиационный институт на базе существующего индустриального института, сохранив факультет боеприпасов».

Новый институт принял студентов 1 октября 1942 года. Занятия в нем вели 55 преподавателей — ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов страны. Среди них — будущий вице-президент АН СССР И.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин и другие.

Под девизом «Все для фронта, все для победы» институт создавал творческие бригады ученых и заводских инженеров, которые решали важные научно-технические и организационные задачи, направленные на повышение производительности и качества труда. С помощью таких бригад был, например, налажен поточный метод производства, который помог резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей. Куйбышев стал крупным центром по производству военной авиации.

После войны наряду с боевыми машинами Самара стала выпускать пассажирские лайнеры ТУ-154. Они и сейчас составляют значительную часть парка отечественной гражданской авиации. А на подходе массовый выпуск новых региональных самолетов Ан-140.

Самара, как и прежде, остается важным звеном авиационной промышленности России.


*