(«Город Н-ск»). Имя Эдуарда Лыткина — яркого гитариста и, по мнению знатоков, настоящего мастера импровизации — теперь известно и в столице. Уже полгода 36-летний музыкант из Новокуйбышевска выступает в Москве, в группе «21 грамм», заметно усилив состав команды. Нам удалось поймать Эдика во время его полуторанедельных «каникул» в родном городе, которые понадобились, чтобы повидаться с сыном Аркашей и женой Ольгой и завершить кое-какие дела здесь. Буквально накануне выхода в свет этого номера гитарист вновь отправился в Москву, чтобы продолжить запись третьего альбома со своим участием. Диск, предположительно, выйдет в октябре.

«Наконец-то мне повезло!»

…Даже в кухне, где витает аромат свежесваренного кофе, масса вещей выдает жилище «завзятого» музыканта. Богатая коллекция компакт-дисков, фотография легендарного гитариста на стене и скрипочка в качестве декора по соседству. Эдик увлеченно рассказывает о новостях, отрываясь лишь на то, чтобы отхлебнуть кофе и угомонить шестилетнего Аркашу, который то и дело старается «помочь» папе в интервью.

— Москва — город, который буквально закручивает тебя в спираль и заставляет проживать жизнь гораздо более концентрированно, — говорит он. -Со мной там за месяц происходит столько событий, сколько здесь случалось за год — концерты в клубах, эфиры на телевидении и радио, участие в фестивалях… Недавно, например, мы вернулись с рок-фестиваля в Екатеринбурге, куда были приглашены наряду с такой известной группой как «»Ария» и, кажется, очень понравились.

С участниками проекта «21 грамм» Эдуард познакомился еще три года назад. Правда, ребята тогда играли в Самаре и были известны как группа «Медуза». Лыткин в то время записал уже два альбома — «Backside Flash» («Обратная сторона вспышки») и «A Touch of Balance» («Прикосновение равновесия»). Выступал, в основном, в самарских клубах — от рок-бара «Подвал» до культурно-развлекательного центра «Звезда» и работал консультантом в магазине «Музыкальные инструменты». С Олегом Касьяновым, клавишником и саксофонистом «Медузы» и ударником группы Стасом Опойченковым сроднили общие «учителя» («Планета X», «OTV», «Электрик Бэнд», Бьорк) и страсть к инструментальным экспериментам — сложным, красивым, неожиданным.

— Недаром говорят, что лучше друг друга можно узнать в путешествии, бою или совместном сочинении какой-то вещи, — рассуждает Эдик. Сочиняя композиции, мы репетировали где угодно — даже в кабинете у отца Олега, директора небольшой фирмы, по вечерам. Привозили с собой колонки, инструменты… По записей в студии нам тогда было как до луны пешком: не хватало ни времени, ни денег. Все записывали прямо в мой ноутбук, с помощью которого удалось создать своего рода домашнюю музыкальную студию.

И хотя Эдик отсылал демо-записи творческих междусобойчиков экспертам в Норвегию (там композиции получили высокую оценку), эти репетиции были больше «посиделками для себя». «Медуза» оставалась «Медузой», а Лыткин — Лыткиным. И когда группа год назад решила рвануть в Москву — покорять российский шоу-рынок — Эдуард от души пожелал друзьям счастливого пути.

Потом он узнает, что «Медуза» попала на студию к Олегу Нестерову, раскрутившему «Машу и медведей», «Ногу свело», Найка Борзова. Посчитав самарскую команду не менее перспективой, известный продюсер согласился взяться и за ее раскрутку, предложив, правда, сменить название. Так родился «21 грамм». И все бы хорошо пошло у ребят в Москве, если бы не обозначилась еще одна забота: не хватает классного гитариста…

Эдик вошел в состав проекта минувшим февралем. Как прозвучало в одной из рецензий, гитара Лыткина придала композициям — этаким «рок-балладам с мистическим флером» (определение группы) — более сложное и интересное звучание.

Сегодня четверка (в том числе вокалист экс-«Медузы» Алексей Уланов) снимает в столице квартиру, «сводит» песни на одной из самых известных студий — «Мосфильме» — и мечтает покорить музыкальные вершины российского Олимпа.

— Переехать, конечно, надо бы в Москву всей семьей. Столица сейчас -своего рода музыкальная Мекка. Учитывая то, что я собираюсь заявлять о себе как о самостоятельном музыканте — это важно вдвойне, — считает Эдуард.

Самая дорогая гитара

Мама Оля замечает, что Аркаша к музыке довольно холоден — больше благосклонности пока проявляет к конструктору, чем к гитаре. Эдику, желающему видеть мальчика музыкантом, приходится успокаивать себя тем, что таланты передаются через поколение. Вспоминает, что его бабушка Вера пела, играла на аккордеоне, баяне и еще бог знает каких инструментах.

—   Школьником — а учился я в 12-й школе — увлекался многим: боевыми искусствами, байдарками, футболом — рассказывает Эдуард. — Но музыкой фанатею всю жизнь. Впервые взял руки гитару «в глубоком» детстве: бабушка с дедушкой купили инструмент у главного гитариста двора и моего друга Мишки за 12 рублей — деньги по тем временам бешеные. Я с гитарой этой ходил в обнимку, буквально спал с ней. Не сразу понял, что чтобы еще и играть, нужно кропотливо работать: ставить пальцы, изучать переборы…

Чем не предмет для гордости — ученик 8 класса, он играл на выпускном вечере в 53-м училище в составе тамошнего ансамбля. И ради игры в этом ансамбле остался там учиться, выступая одновременно на танцплощадке Дворца культуры и других.

В плане понимания электрической музыки Эдика многому научила новокуйбышевская группа «Барды», в которой играли Андрей Коновалов (ныне директор НПЗ), Борис Чирков (директор отеля «Веста») и другие. Но, может, и ограничился бы Лыткин в своих пристрастиях «Машиной времени» и другими рок-командами, если бы в 19 лет судьба не свела его со знаменитым самарским джаз-пианистом Григорием Файном.

— За полгода в качестве грузчика я исколесил с Файном полстраны: таскал барабаны, колонки, пульт. Вместе с тем занимался на гитаре и слушал концерты; я был потрясен музыкальной подачей Файна. Условно говоря, до тех пор я был заядлым рокером, познакомившись с пианистом, с головой окунулся в джаз…

Но то, что на свете есть много музыки — хорошей и разной — Эдик окончательно понял в Уфимском музыкальном училище, куда его буквально затащили учиться местные студенты: услышали Эдика, оказавшегося в Уфе на рок-фестивале. Не имея даже образования музыкальной школы, он сдал все экзамены на пятерки. Здесь же осознал, как нужно заниматься, если играть серьезно: проводил с гитарой по шесть-восемь часов в день.

Вернулся на родину с мыслью еще более глубоко изучать инструмент и осуществил в Новокуйбышевске несколько совместных проектов, самый интересный из которых — запись своего первого альбома совместно с самарцем Андреем Развеевым (Ниткиным) и новокуйбышевцем Андреем Орениным, который, по сведениям Эдика, уже в Москве — делает аранжировки композициям Н. Бабкиной.

«Эксклюзивная» музыка

Музыка, которую он сочиняет сама, своего рода эксклюзив. Она не рассчитана на массового слушателя — проект «21 грамм» в этом смысле, скорее, даже более демократичен. Вместе с тем образцы творчества Лыткина на российском гитарном интернет-портале находятся в одном ряду с признанными лидерами гитары — В. Зинчуком, Д. Четверговым.

— В Европе, -рассказывает Эдик, — есть такое понятие как независимый лейбл. В его рамках в свое время начинали Эния, «Энигма». Он дает понять, что группа, певец понравятся далеко не всем, но настоящим ценителям музыки стоит прислушаться. Я бы хотел начать именно с такого лейбла. Уже есть кое-какие предложения…

В чем же изюминка его подхода к музыке?

— Мое понимание музыки основывается на ее древнеиндийском понимании, где считалось, что она должна состоять на 80 процентов из импровизации. Подход к музыке в Индии более глубокий, я бы сказал философский. Есть такая «Рага восходящему солнцу». Зная существующую гармонию из нескольких аккордов, индийские музыканты на протяжении многих веков, выходя к слушателям, играли каждый свою мелодию, выражая настроение, в котором они в тот момент находились. И всегда звучала разная музыка. Так же и я — выходя на сцену и начиная играть, я не знаю, чем закончу…

Творчество Эдуарда успели оценить уже и за границей. Знакомый в 1998 году переслал его опусы по Интернету в США, продюсерам Яна Гиллана. Ответ пришел неожиданно: «Прослушали ваши композиции. Потрясены, что в России такие музыканты». Была возможность заключить контракт, но, к сожалению, следы знакомого потерялись, а сам Лыткин в то время с Интернетом был на «Вы».

Мастер класс Грега Хоу, бывшего гитариста Майкла Джексона, играющего у Энрике Иглесиаса, закончился тем, что знаменитый музыкант прослушал альбом Эдика и вместе с автографом подписал: «прекрасных образов твоей музыке!» и «успехов». Но этого — мало.

— Мое огромное желание познакомиться как можно с большим количеством музыкантов со всего мира — хочу лично узнать Стинга, Бьорк и других…

Ольга — человек понимающий, обещает не сердиться, если придется оставить насиженное место в Новокуйбышевске.

— Мне ничто не помешает поехать вместе с Эдиком куда угодно. Даже неважно, где мы будем жить, — утверждает она, химик-биолог по образованию и отнюдь не меломан. Отношения Эдуарда и Оли (на фото слева) — наверное, подтверждение тому, что любовь с первого взгляда существует: до своей свадьбы были знакомы всего две недели и, кажется, ни о чем не жалеют…

«Не боюсь неудачи»

…Между тем самое рисковое дело, может, вовсе и не «внедрение» в Европу, а… покорение Москвы. Мало ли провинциалов, не сумевших вписаться в жесткие законы столичного шоу-бизнеса, возвращалось на родину ни с чем?!

—   Провала, неудачи — не боюсь. Есть такой хороший афоризм: делай что должно и будь что будет. Любой человек как творческая личность обязан развиваться, двигаться вперед. Думаю, на том этапе творчества, где я сейчас нахожусь, Москва будет в этом способствовать. К сожалению, от того, что я успел сделать в своем родном регионе, отдача неадекватная. Может, и правда говорят, что нет пророков в своем отечестве? И чтобы восприниматься звездой здесь — в том же Новокуйбышевске — я должен для начала съездить в Москву или Штаты?..

От души желаю Эдику удачи в штурме новых музыкальных рубежей. Хотя лично для меня он как музыкант давно уже состоялся.

Анна Юркова

P. S. Сайт группы находится по адресу: www.21gramm.ru

«Город Н-ск»

№ 33 (271)

19 августа 2005 г.

(Новокуйбышевск)

*