Самолеты-космополиты. Российский авиапром готовит новые международные проекты
Третий день международного авиакосмического салона в Жуковском оказался не менее насыщенным, чем два предыдущих. Брак по-итальянски. Пожалуй, главное отличие нынешнего авиасалона в Жуковском в том, что здесь каждый день подписываются контракты, соглашения и другие важные документы. Не стал исключением и день вчерашний. Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» и группа компаний «Финмекканика» подписали сразу три соглашения. >>>
В соответствии с ними компании «Алениа Аэронавтика» и «Аэромаккм», входящие в итальянскую группу «Финмекканика», установят производственное и коммерческое сотрудничество с ведущими российскими авиакомпаниями «Яковлев» и «Иркут». Имеется в виду прежде всего традиционная сфера авиастроения, в том числе производство учебных самолетов и технология беспилотных летательных аппаратов.
Если говорить более конкретно, по одному из соглашений «Алениа Аэронавтика» основывает управленческую компанию в Москве. 49% акций новой структуры будет принадлежать «Иркуту», чтобы компания могла развивать технологические разработки в сфере гражданской авиации. Соглашение «Рособоронэкспорта», компаний «Аэромаккм» и «Яковлев» определяет географические зоны ответственности при продаже учебных самолетов М346 и Як-130 следующего поколения. Эти две компании также будут работать над созданием новых моделей на основе Як-130, совместно конструировать и продвигать на мировые рынки новую версию этого самолета. А «Яковлев» и «Иркут» начнут совместно разрабатывать и испытывать современные технологии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом Як-130 будет использоваться как база. Испытания решено проводить в российских центрах.
«Эти соглашения имеют стратегическое значение для нашей группы компаний, — сказал при подписании генеральный менеджер «Финмекканики» Джорджо Заппа, — поскольку мы рассматриваем Россию не только как рынок с большим потенциалом, но и, что более важно, как весомого производственного партнера с прекрасными перспективами в сферах, где имеется серьезный рост спроса». В свою очередь заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко отметил, что «Россия и Италия имеют в целом общее видение динамики общемировых процессов». Результативность российско-итальянского сотрудничества подтверждается тем, что программа по самолету Як-АЕМ-130Д 1999 года успешно выполнена.
Приглашение на «Бал»
В названии выставки МАКС-2005 — Международный авиационно-космический салон — кроется расшифровка продуктового ряда, который на нем представлен. Однако не все так просто, попадается здесь и продукция совершенно иной сферы — морской. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», один из первых по-настоящему сформированных холдингов нашей оборонки, представила на салоне целый ряд морской ракетной техники. И среди них — новый самоходный береговой противокорабельный комплекс «Бал-Э». Прошедший буквально накануне МАКСа государственные испытания, он должен будет сменить устаревшие разработки 70-х годов прошлого века. Военные от комплекса в восторге и даже не жалуются на отсутствие денег.
Новый комплекс — это четыре пусковые установки, на каждой из них по восемь контейнеров с ракетами, еще 64 ракеты остаются в запасе на транспортно-погрузочных машинах. Дав залп, стреляющая машина может перебраться на другую позицию — запас хода у комплекса не менее 850 км. Есть у него аппаратура навигации, топографической привязки и ориентирования. С новой позиции «Бал-Э» готов ударить вновь. Завершают набор два командных автомобиля. Все это изготовлено ОАО «Конструкторское бюро машиностроения» (КБМ).
Но самая примечательная «деталь» нового противокорабельного комплекса — его ракета Х-35 «Уран», которую создали на предприятии «Звезда-Стрела» в городе Королеве. Во-первых, ракета дозвуковая. «Сегодня, когда главная задача не противодействие крупным флотам вроде американского, а защита собственного побережья, проливных зон и территориальных вод, требуются как раз такие эффективные и куда более дешевые ракеты», — рассказал обозревателю «Времени новостей» главный конструктор КБМ Анатолий Маслов. Хотя дальность стрельбы комплекса 120 км, но, по сведениям «Времени новостей», в процессе испытаний достигнут результат в 170 км.
Знатоки находят у Х-35 много общих черт с американским «Гарпуном». Внешнее сходство действительно есть, однако у нашей противокорабельной ракеты уникальная головка самонаведения, невосприимчивая к радиолокационным помехам, выставляемым противником. В активном режиме для поиска цели головка наведения включается лишь на доли секунды, а затем ракета летит в режиме полного радиомолчания, при этом улавливая импульсы, излучаемые целью. Пролетая над водой на высоте двух-трех метров, то есть ниже уровня палубы мало-мальски серьезного корабля, эта противокорабельная ракета неразличима для радиолокационных станций. Тем более что все средства ПВО корабля нацелены на отражение атаки сверху.
Одного комплекса «Бал-Э» достаточно, чтобы стопроцентно, как утверждают его разработчики, прикрыть от атаки кораблей противника 400 км побережья. При недавних испытаниях все восемь ракет попали в цель. Поговаривают, что головку самонаведения Х-35 поставят на американский «Гарпун», поскольку сами американцы признают: они не смогут создать ничего подобного еще лет пятнадцать. Желание закупить «Бал-Э» выразили Вьетнам, Ливия и еще некоторые прибрежные государства. Вообще перспективы рынка морской ракетной техники оцениваются экспертами в 7 тыс. единиц на сумму более 14 млрд долларов.
Русский украинец
В небе над Жуковским белой бесшумной тенью ежедневно летает реактивный самолет нового поколения Ан-148. Он обратил на себя внимание уже в первый день, когда по неизвестным причинам вместо ожидаемой пятерки «Туполевых» помчался вслед за удаляющимся президентским вертолетом. Тут и вспомнились слова Владимира Путина, сказанные им при встрече с украинским премьером Юлией Тимошенко в марте этого года: у России и Украины «появился новый проект — проект самолета Ан-148», «у Ан-148 хорошие перспективы, объем рынка оценивается в 480 машин, и при этом примерно половина — для стран СНГ». По признанию руководства Межгосударственного авиационного комитета, программа Ан-148 опережает другие программы в этом классе.
Ан-148 на МАКСе наиболее ярко демонстрирует международную кооперацию. Это стремительно развивающийся проект, в котором помимо России и Украины участвуют ведущие авиафирмы 12 стран. И получился, как говорят разработчики, продуманный сбалансированный продукт, сочетающий прекрасные технические характеристики с экономической эффективностью. Поэтому уже сегодня желание приобрести около сотни машин выразили 17 авиакомпаний стран СНГ, в том числе российская «Волга-Днепр». «Красэйр» недавно подписала с «Ильюшин Финанс Ко» контракт о финансовой аренде на десять лет 15 лайнеров. В июле контракт подписан с одной из казахстанских компаний, ожидается такой же документ с украинскими авиаперевозчиками. «Пулково» замахнулось на 18 самолетов.
Ан-148 вышел в очередной тур тендера на поставку 52 машин «Аэрофлоту». Только что заключено генеральное соглашение с «Полетом» на поставку 20 машин. Стремительный коммерческий старт объясняется тем, что разработчики максимально учли пожелания заказчиков. На базе пассажирского (на 70—80 мест) Ан-148 планируется создать грузовую машину, впрочем, как и другого назначения.
Максимальная дальность самолета — 2000 км. С учетом опыта эксплуатации подобных самолетов в России двигатели Ан-148 расположены на высоте полутора метров над землей. Самолет собирается на заводах в Воронеже и Киеве, куда комплектующие поставляют 90 предприятий России, 31 фирма Украины и 36 — других стран. По «валу» российские комплектующие изделия составляют 52%, материалы — 74%, двигатели — 66%. То есть на долю предприятий России приходится 69% цены самолета. Специалисты уже подсчитали: продадим 200 бортов — получим более 3 млрд долл. Кроме того, в России появится 30—40 тыс. рабочих мест. Вот и получается, что Ан-148 — более российский самолет, чем российский RRJ.
Николай ПОРОСКОВ
Время новостей
N°151
19 августа 2005
***