(НИ). В четверг глава Минэкономразвития Герман Греф окончательно похоронил надежды производителей российских автомобилей. По прогнозам министра, уже через 2,5 года иномарок российской сборки будет выпускаться в 3,5 раза больше, чем сегодня. Если это случится, классические отечественные легковушки окончательно утратят свою конкурентоспособность.

В последнее время все больше иностранных компаний налаживают производство своих автомобилей в России. Одни продают лицензию на производство, другие организуют совместные предприятия (СП). По нашим дорогам уже бегают российские иномарки от Ford, Renault, KIA, BMW, Chevrolet и Hyindai. Германский Opel и японская Toyota в этом году также собираются приступить к выпуску автомобилей. Темпы роста производства СП также впечатляют. Со скромных нескольких тысяч пять лет назад оно в 2004 году поднялось до 120 тыс. А в планах на 2005 год значатся уже 180–200 тыс. штук.

«То, что к 2008 году производство на СП вырастет в разы, очевидно, – заявил «НИ» Олег Шевченко, старший партнер консультационной компании ПАКК. – Будет меняться и структура российского автомобильного парка. В прошлом году в стоимостном, а в этом уже и в физическом выражении количество машин иностранных марок превысило число отечественных авто. И эта тенденция продолжится».

По мнению экспертов, повышенному спросу на иномарки будет способствовать и рост доходов населения. К тому же насыщенность автомобильного рынка у нас все еще очень низкая: примерно 150 машин на 1 тыс. человек. По подсчетам специалистов, к 2010 году это соотношение будет уже на уровне 230:1000. Теперь уже ясно, что удовлетворять спрос будут либо иномарки, либо «полуиностранки», а объемы продаж отечественных легковушек упадут в разы. Так, по расчетам компании «АСМ-Холдинг», через пять лет объем производства традиционного российского автопрома упадет до 700 тыс. машин в год, тогда как число иномарок вырастет до 1, 3 млн. Половина из них придется на долю СП.

Российские власти, похоже, с этим уже смирились и решили направить все силы на поддержку российских «иностранцев». Так, весной было решено снизить импортные пошлины на автозапчасти до 1–5%, а по некоторым позициям и до 0%. «Это стало существенным катализатором для развития совместных производств, – говорит Олег Шевченко. – Ведь ряд крупных компаний, формируя свои планы, торговался за эту преференцию с российским правительством».

Впрочем, отечественные производители не намерены сдаваться без боя и уже выступили с предложением ввести квоты на ввоз иностранных автомобилей: не более 400 тыс. штук в год. Однако эта идея пока не встретила понимания в правительстве. Неутешительны прогнозы экспертов и по поводу будущего инвестирования иностранцев в российские автозаводы. «Разворачивать сборочное производство на новой площадке гораздо выгоднее, чем задействовать существующие мощности, – уверен Олег Шевченко, – в силу того, что большинство российских промышленных мощностей проектировались в полном отрыве от экономической целесообразности. На том же ВАЗе есть пятиэтажный сборочный конвейер, так его проще взорвать, чем на его базе что-то строить».

АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА

Новые Известия 19.08.05

пятница

«Новые Известия»

***