Каковы сегодня жизненные устремления молодых, их отношение к окружающему миру, к себе, к работе? Эти вопросы задавали интервьюеры в ходе широкомасштабного исследования, проведенного под эгидой международного агентства BBDO в восьми государствах — Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Чехии и России.

Важно подчеркнуть, что в исследовании участвовали юноши и девушки не всех социальных слоев, а только представители материально благополучных семей, то есть относящихся к средним и обеспеченным группам населения. Исследования проводились среди молодых людей от 18 лет до 31 года с высшим образованием, преимущественно творческих профессий или студентов гуманитарных вузов.

Опросы показали, что у европейцев и россиян много общего. Молодые интеллектуалы настроены более позитивно к окружающей действительности. Они уверены в себе (нередко самоуверенны), восприимчивы к новому, готовы экспериментировать, действовать. В то же время не склонны к предпринимательству, риск не их конек. Что касается их отношения к политике, то оказалось, что представители творческого авангарда, как правило, аполитичны, равнодушны к идеологии, не будут, например, жертвовать своим комфортом ради участия в демонстрациях. Они прагматичны и готовы проявлять активность в тех случаях, когда затрагиваются их жизненные интересы.

Молодое поколение во всех названных странах открыто для современных тенденций в музыке, моде, еде… Не обсуждают поведение окружающих, не вмешиваются в чужую жизнь.

Но есть и немало существенных особенностей, отличающих россиян от жителей остальных государств, в которых проводилось исследование. Аналитики прежде всего выделяют больший оптимизм большинства представителей творческой молодежи в нашей стране. 79 процентов в этой группе населения уверены, что будут жить лучше, чем их родители. Среди европейцев таких ответов было только 46 процентов. Превосходят россияне своих сверстников из других государств и по целеустремленности. Об этом красноречиво свидетельствует публикуемая таблица.

Еще контрастнее выглядят различия, когда вопросы касаются амбициозности жизненных целей. Немногим менее половины молодых россиян (41 процент) заявляют, что хотят стать знаменитыми, ставят перед собой в числе других и такую цель. У их сверстников в Европе подобные настроения не столь популярны (или, скажем так, откровенны). В Германии таких “максималистов” лишь 12 процентов, в Испании — 13, в Швеции — 16, во Франции — 20… Суммарный показатель по европейским странам 19 процентов. Почему же за рубежом молодые в этом смысле скромнее? Ситуацию в какой-то мере проясняют развернутые ответы, которые давали респонденты в Европе: “Популярность ограничивает свободу и делает тебя зависимым от мнения других”; “хорошо быть известным и уважаемым за свои заслуги, а не благодаря участию в каком-нибудь реалити-шоу”; “слава и уважение — это не одно и то же”.

Новое поколение в Европе не стремится к славе — такой вывод сделали аналитики.

Чрезвычайно любопытны ответы на вопросы о соотношении работы и удовольствий, о личном психологическом настрое: довольствоваться ли определенным, вполне комфортным уровнем достигнутого или идти дальше, одолевать все новые и новые жизненные вершины? Вот наиболее часто встречающиеся ответы европейцев: “Гораздо важнее прожить интересную жизнь, чем разбогатеть”; “задача — не “больше” и “больше”, а “достаточно” — для того чтобы сделать самое важное в жизни”. Наши же соотечественники предпочитают работать и работать, не останавливаясь на достигнутом. На Западе гораздо чаще, чем в России, респонденты мечтают “заработать денег и уйти на покой настолько молодым, насколько это возможно”. Например, в Великобритании и Франции таких ответов было большинство среди опрошенных, в Швеции, Испании и Италии — почти половина, в Германии — более трети. А в нашей стране только 13 процентов респондентов хотели бы уйти на покой в сравнительно молодом возрасте.

Результаты этой части социо­логических исследований удивили западных аналитиков. В своем отчете они констатируют: “В отличие от многих молодых европейцев, которые способны говорить: “Все, хватит!”, в России ситуация противоположная. “Нет, не хватит!” — заявляют молодые россияне. Они динамичны и оптимистичны, они ненасытны, им нравится слово “больше”: больше работы, больше денег, больше секса…” Кстати, по стремлению к сексуальным “опытам” россияне тоже вышли на первое место среди названных стран.

Один из кульминационных пунктов исследования, пожалуй, — характеристика гражданственности молодого поколения. Респондентов спрашивали не об отношении к своей Родине. Вопрос был сформулирован так: “Будете ли вы бороться за свою страну?”

На фоне нынешнего характерного для всех стран молодежного “пофигизма” сравнительно высокий удельный вес позитивно-патриотических ответов в России впечатляет. Нет сомнения, что в случае, допустим, реальной военной опасности защищать Россию будут готовы более 64 процентов молодых. Приведенные в таблице данные дали повод некоторым журналистам, любящим эффектные пассажи, написать, что в третьей мировой войне победит Россия.

Комментируя социологическое исследование, аналитики почему-то не особенно акцентировали внимание на весьма неожиданном, как показалось, моменте. Речь идет об отношении к религии. Казалось бы, в европейских странах, где в головы граждан не вдалбливали, как это было в России в течение многих десятилетий, воинствующий атеизм, религиозных граждан, в том числе и среди нового поколения, должно быть значительно больше, чем у нас. Однако, оказывается, это не так. Среди российской интеллектуальной молодежи, заявляющих о своей вере в Бога, более половины, существенно больше, чем во многих других западных государствах (уступаем Италии).

В целом портрет российской молодежи, относящейся к материально обеспеченной, интеллектуальной группе населения, выглядит весьма симпатично. Исследование развенчивает многие мифы. Например, о том, что многие мечтают уехать из России и жить “за бугром”. Реальные настроения, оказывается, иные. Только 22 процента опрошенных россиян сказали, что в следующие 10 лет надеются жить или работать в другой стране. Во Франции, Германии, Швеции и Великобритании хотят переехать в другое государство от 34 до 49 процентов молодых граждан. Похоже, мы все-таки не очень хорошо знаем наше молодое поколение интеллектуалов. А ведь именно от них во многом будет зависеть будущее России.

Труд-7 №151 за 18.08.2005

*