Boeing вскрылся на лету — расследование катастрофы
Вчера в Греции и на Кипре объявили траур по погибшим в катастрофе Boeing 737-300 кипрской авиакомпании Helios Airlines в минувшее воскресенье. Лайнер, следовавший из Ларнаки в Прагу (рейс ZU522), рухнул в местечке Грамматикон неподалеку от Афин. Погибли все пассажиры и члены экипажа – 121 человек, 48 из которых были дети, летевшие на экскурсию в Прагу. Причиной катастрофы, по основной версии, стала взрывная разгерметизация салона.
Фото: Reuters
Причиной гибели кипрского Boeing 737-300, по мнению экспертов, могла стать взрывная разгерметизация самолета на высоте более 10 тыс. м |
Ъ рассказывал о катастрофе в понедельник. В воскресенье поздно вечером спасатели обнаружили на месте катастрофы оба бортовых самописца Boeing. Помощь в расшифровке информации, записанной «черными ящиками» (по некоторым сведениям, они сильно пострадали), киприотам оказывают французские специалисты. «Черные ящики» уже отправили в Париж, где эксперты пытаются выяснить причину возникновения на борту самолета нештатной ситуации. А в афинском морге остаются несколько неопознанных тел пассажиров Boeing. Для их идентификации, скорее всего, потребуется генетическая экспертиза.
Наиболее вероятной причиной катастрофы по-прежнему считают разгерметизацию самолета. По крайней мере, именно об этом больше всего говорят по местному телевидению. Один из очевидцев (он оказался на месте катастрофы сразу после падения самолета) рассказал, что на погибших были кислородные маски. Кроме того, греческим журналистам удалось выяснить, что примерно через полчаса после взлета пилоты Boeing сообщили на землю о проблемах в системе кондиционирования воздуха. Через несколько минут после входа самолета в воздушное пространство Греции связь с ним была потеряна, поднятые по тревоге греческие истребители F-16 вошли в визуальный контакт с авиалайнером на высоте примерно в 10 300 м. «Если самолет находится на высоте порядка 10 тыс. м, после разгерметизации человек теряет сознание через 30 секунд. Это то же самое, что стоять на Эвересте,– утверждает британский авиационный эксперт Дэвид Камински-Морроу.
– Но уже на высоте около 3 тыс. м можно дышать». Господин Камински-Морроу уверен: шансов выжить у находившихся на борту практически не было.
Пилоты истребителей, некоторое время сопровождавших самолет, сообщили, что Boeing никто не управлял. По их словам, один из пилотов был, по-видимому, без сознания, он лежал на штурвале. Место второго пилота пустовало. Сообщалось также, что, по сведениям пилотов F-16, кто-то из пассажиров якобы пытался взять на себя управление самолетом, но эта информация не подтверждается. Не подтвердилась и информация об отправке SMS-сообщения с борта самолета, которое якобы получил от своего родственника 33-летний Сотирис Вутас. Вчера он был арестован за лжесвидетельство. Господин Вутас признался, что его слова об обмене SMS-сообщениями с двоюродным братом, находившимся на борту гибнувшего самолета, были вызваны желанием привлечь к себе внимание СМИ.
Греческое телевидение ссылается на кипрских авиационных чиновников, которые заявили, что у погибшего Boeing и раньше были проблемы с герметичностью салона. Представители Helios Airlines это категорически отрицают. По их словам, машина прошла плановое техобслуживание на прошлой неделе. Тем не менее на кипрские радиостанции и телеканалы за последние сутки позвонило несколько человек, заявивших, что на рейсах, выполнявшихся самолетами Helios Airlines, часто возникали проблемы с вентиляцией: в салонах было либо холодно, либо очень жарко. Сразу после катастрофы Helios Airlines приостановила полеты своих самолетов и, как сообщил вчера официальный представитель авиакомпании, арендовала лайнеры у других компаний. У Helios (это единственная на Кипре частная авиакомпания) четыре Boeing, которые c 1999 года летают из Ларнаки в Европу и обратно.
Российские эксперты по авиационной безопасности считают версию, связанную с внезапной разгерметизацией самолета, «достаточно правдоподобной». «Действия пилотов в подобных ситуациях отрабатываются на тренировках. Это – экстренное снижение,– заявил Ъ сотрудник ЛИИ имени Громова, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров.– Но подобные случаи редки, и их никто не ждет. Кроме того, в зависимости от уровня подготовки пилотов эффективность их действий в подобных чрезвычайных ситуациях может различаться в 20-30 раз».
По словам господина Александрова, разгерметизация самолета на высоте более 10 тыс. м привела бы к тому, что в течение трех минут находившиеся на борту потеряли бы сознание. «И если бы в это время пилоты успели снизиться, скажем, до пяти тысяч, то люди пришли бы в сознание,– продолжает летчик-испытатель.– Что касается самолета, то он может лететь на автоматике без вмешательства человека до полной выработки топлива».
«Греческие истребители должны были подойти достаточно близко, чтобы пилоты смогли разглядеть, что происходит в кабине пилотов,– продолжает господин Александров.– То, что одного из пилотов не было на месте, еще ничего не значит. Он мог просто куда-нибудь отойти. На маршрутах такой протяженности это допускается».
По мнению Бориса Рыбака, президента компании Infomost, оказывающей российским авиакомпаниям консалтинговые услуги в области гражданской авиации, случившееся с Boeing 737 – «редчайший случай в практике гражданской авиации». «Маловероятно, что взрывная разгерметизация произошла из-за отказа системы кондиционирования воздуха,– утверждает Борис Рыбак.– Известно два или три похожих случая за последние 20 лет. Последний – с американским DC-10, у которого набегающим потоком воздуха оторвало кусок обшивки. Посадить его не смогли». Говоря о возможных причинах разгерметизации кипрского самолета, приведшей к фатальным последствиям, Борис Рыбак не исключил того, что причиной катастрофы мог стать взрыв на борту. «Кроме того, известны случаи, когда гражданские самолеты сбивали»,– напомнил он.
В компании Boeing отказываются от комментариев по поводу катастрофы одного из самых популярных в мире среднемагистральных авиалайнеров. В ее российском представительстве Ъ заявили, что в Boeing не будут говорить о случившемся, по крайней мере, до конца расследования. «Такова политика компании»,– заявил Ъ пресс-атташе представительства Виктор Аношкин.
АЛЕК Ъ-АХУНДОВ
№ 151 (№ 3235) от 16.08.2005, ВТ
***