(Ъ). Сегодня в подмосковном Жуковском откроется седьмой международный авиационно-космический салон МАКС-2005. В течение выставочной недели ожидается подписание протокола о намерении корпорации «Иркут» продать около 10% акций европейскому оборонно-космическому концерну EADS; на МАКС должен приехать король Иордании Абдалла II, интересующийся комплексами ПВО С-300, а широкой публике впервые будет представлен новый региональный реактивный пассажирский самолет Ан-148. Общая стоимость сделок, которые предполагается заключить на МАКСе, достигает $1,5 млрд. Сегодня авиасалон посетит Владимир Путин.

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

МАКС, проходящий на территории Летно-исследовательского института им. Громова раз в два года,– это российский ответ мировым авиасалонам в британском Фарнборо и французском Ле-Бурже. Сегодня МАКС посетит президент Владимир Путин, а последние три дня работы салона, который продлится до 21 августа, будут открыты для широкой публики. В этом году в Жуковском поднимутся флаги 42 стран, о своем участии заявили около 700 компаний, общая площадь зарезервированных павильонных площадей – более 20 тыс. кв. м, на выставке будет показано 169 различных летательных аппаратов. Игорь Новиков, гендиректор ОАО «Авиасалон», организатора выставки, оценивает оборот МАКС-2005 в $10-12 млн, мероприятие посетит не менее 600 тыс. человек. По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, организация салона профинансирована в основном за счет спонсорских средств.

В военном сегменте МАКСа одним из главных событий должно стать анонсированное еще в июне в Ле-Бурже подписание протокола о намерении ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»» продать около 10% своих акций европейскому оборонно-космическому концерну EADS. Ожидается, что сделка будет завершена до конца года и, исходя из нынешней капитализации «Иркута», составит около $55 млн.

В преддверии открытия МАКСа директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Юрий Коптев сообщил, что на салоне планируется подписать контракт между «Рособоронэкспортом» и индийской авиакорпорацией HAL по лицензионному производству авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских учебно-тренировочных самолетов HGT-36 и HGT-39. Речь идет о поставке 180 двигателей Уфимского моторостроительного производственного объединения на сумму более $200 млн.

Ожидается, что МАКС посетит король Иордании Абдалла II. За несколько месяцев до вторжения коалиционных войск в Ирак Иордания просила Россию экстренно поставить ей для защиты воздушного пространства страны несколько комплексов С-300ПМУ. Против контракта выступило российское Минобороны. Однако не исключено, что во время посещения Москвы и МАКСа король Абдалла II обсудит с руководством России варианты получения С-300, а заодно и вопросы модернизации ранее поставленных в Иорданию российских комплексов ПВО ближнего радиуса действия «Оса». Один дивизион С-300 (шесть машин с пусковыми установками и радарами) оценивается в $100-150 млн в зависимости от того, придется ли снимать с дежурства действующие установки или Иордания договорится о приобретении новых комплексов.

На МАКС-2005 впервые будут проведены показательные полеты не имеющего аналогов в мире сверхманевренного легкого истребителя МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Широкой публике, наконец, покажут и новый региональный реактивный пассажирский самолет Ан-148. Он, по мнению разработавшего его украинского Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова и российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), должен со временем заменить устаревшие, но широко представленные в парке перевозчиков России Ту-134 и Як-42. Самолет, который сейчас проходит процедуру сертификации, в апреле получил первого «твердого» заказчика – авиакомпанию «Красноярские авиалинии», планирующую в 2006-2008 годах получить 15 машин, а на МАКСе ИФК подпишет соглашение с авиакомпанией «Пулково», определяющее финансовые условия лизинга 18 Ан-148. Базовые условия сделки были согласованы сторонами еще в феврале. По сведениям Ъ, сумма сделки составит не менее $360 млн без учета лизинговых платежей. Отметим, что украинцы, опасаясь арестов своей техники по искам кипрской компании TMR Energy Ltd к фонду госимущества Украины, не привезли Ан-148 в Ле-Бурже, но прислали его в Москву.

Конкурент Ан-148 – Russian Regional Jet (RRJ) разработки компании «Сухой» – будет представлен на МАКСе только полноразмерными макетами фрагмента пассажирского салона, кабины пилотов и двигателем совместного производства российского НПО «Сатурн» и французской Snecma. На пресс-конференции в Москве на прошлой неделе гендиректор ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) Евгений Зарицкий пообещал, что RRJ получит первого «твердого» заказчика. По его словам, ФЛК планирует на МАКСе заключить контракт с «Сухим» на поставку десяти RRJ. Исходя из каталожной стоимости самой востребованной модели RRJ 95 в $26,2 млн, речь может идти примерно о $260 млн. Однако в «Сухом» эту информацию не подтверждают. «Мы ведем переговоры и вскоре объявим о «твердых» заказах»,– сообщили Ъ в компании.

Заметным для специалистов на МАКСе может стать официальное оформление договоренностей между группой компаний «Волга-Днепр», авиакомпаниями «Полет» и «Атлант-Союз», АНТК им. Антонова, ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» и Внешэкономбанка о возобновлении производства одного из самых грузоподъемных транспортных самолетов в мире – Ан-124 «Руслан». Объем предполагаемых инвестиций – около $6 млрд.

Программа показательных полетов на МАКС-2005 беспрецедентна по продолжительности (ежедневно по пять часов) и составу участников. В воздухе будут выступать «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29 (обе команды – из 237-го Центра показа авиационной техники ВВС РФ им. Кожедуба), «Русь» на Л-29, французская Patrouille de France на Alphajet и итальянская Frecce Tricolori на MB-339. Российские пилоты, выступающие, в отличие от большинства своих коллег, на боевых, а не учебно-спортивных машинах, покажут совместный групповой пилотаж девяти Су-27 и МиГ-29. А ОАО «Туполев» поднимет в воздух пять машин фирмы: военные Ту-95МС, Ту-160, Ту-22МЗ и гражданские Ту-334 и Ту-204-300.

КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

№ 151 (№ 3235) от 16.08.2005, ВТ

"Коммерсантъ"

***