Во вторник в подмосковном Жуковском открывается один из крупнейших мировых авиасалонов — МАКС-2005. В экспозиции примут участие 520 российских и 124 зарубежные компании из 42 стран. Как признаются организаторы, задача соревноваться с Фарнборо и Ле-Бурже, где заключаются многомиллиардные контракты, в этом году перед МАКСом не стоит. Акцент будет сделан на привлечение общественного интереса к авиапрому, демонстрацию новинок и эксклюзивную летную программу. >>>

Уже ставший традиционным Международный авиационно-космический салон (МАКС), который проходит в подмосковном Жуковском с 1993 года, во вторник откроет свои двери для первых посетителей. Правда, пока не для всех. Первые три дня экспозиция будет доступна только бизнесменам, высокопоставленным чиновникам и прессе. К слову, открыть выставку приедет сам президент Владимир Путин, любовь к военным истребителям которого известна.

На откуп обычным смертным, неровно дышащим к авиации, будет отдано лишь три заключительных дня — 19, 20 и 21 августа. Цена входного билета — 300 рублей. Но организаторы уверены, что она полностью себя оправдывает и салон посетят не менее миллиона человек.

В этом году на МАКСе будет представлено около 200 различных летательных аппаратов. Правда, признают участники и организаторы выставки, «в развитии экспозиции до Фарнборо и Ле-Бурже нам еще далеко».

Как всегда, на МАКСе будут присутствовать крупнейшие авиастроительные корпорации — американская Boeing и европейская Airbus, но без своих новинок. Отсутствие на российской выставке флагмана Airbus — 555-местного лайнера А380, недавно представленного в Европе, придется компенсировать отечественному авиапрому.

Гвоздем программы, как уверяют организаторы, станет эксклюзивная демонстрация сверхманевренного многофункционального истребителя МиГ-29ОВТ. Изюминка самолета — в двигателях с изменяемым вектором тяги, что придает «МиГу» дополнительную маневренность. Кроме того, зрители увидят полеты учебно-боевого самолета Як-130, тяжелого вертолета Ми-38 и пассажирского самолета Ан-140, сделанного на самарском «Авиакоре».

Украинские коллеги покажут в действии свою новинку, которая пока никак не может прижиться в России — среднемагистральный самолет Ан-148. По мнению «антоновцев», эта машина может стать эффективной заменой морально устаревшим Ту-134 и Ту-154.

Кстати, именно с украинской авиатехникой перед самым открытием произошел легкий скандал. «Антоновцам» пришлось опровергать сообщения о том, что на авиасалоне будет показан еще один интересный самолет — транспортный Ан-70. «В Москве он уже не раз демонстрировался. Поэтому мы решили не заявлять его для участия в авиасалоне», — заявил в понедельник замгендиректора компании Александр Кива.

Зато любителей зарубежных образцов военной авиатехники МАКС в этом году порадует. В понедельник на аэродроме в Жуковском приземлились два истребителя F-15E и F-16C, заправщик КС-10, который может использоваться как грузовой самолет, а также воздушный танкер КС-135.

К сожалению, пока точно неизвестно, когда на МАКС прилетят два стратегических бомбардировщика В-1, на показ которых так рассчитывали организаторы (в шутку предположим, что их отсутствие обусловлено демонстрацией на выставке совершенно нового зенитно-ракетного комплекса С-400, представленного «Алмаз-Антеем»).

Ожидать от МАКС-2005 существенных финансовых сделок, несмотря на расширенный состав участников, в этом году не стоит. Крупнейшей сделкой мог бы стать контракт «Аэрофлота» на закупку 50 региональных самолетов (его стоимость оценивается примерно в 700 млн. долларов), заключить который авиакомпания обещает чуть ли не ежемесячно и довольно давно. По информации ГАЗЕТЫ, на МАКСе этот контракт подписан не будет. Бизнес-пресса в качестве альтернативы сможет уделить внимание разве что покупке 10% акций корпорации «Иркут» концерном EADS и контракту между Финансовой лизинговой компанией и «Сухим» на постройку 10 региональных самолетов RRJ.

«Самая сильная сторона МАКС-2005 — это его летная программа», — уверяет гендиректор ОАО «Авиасалон» Игорь Новиков. Свое мастерство зрителям продемонстрируют «Стрижи» и «Русские витязи». Обе группы впервые покажут совместные фигуры высшего пилотажа на машинах разных типов — МиГ-29 и Су-27. Кроме российских пилотажных групп участие в демонстрационных полетах примут французская Patrouille de France на Alphajet и итальянская Frecce Tricolori на MB-339. «Ничего подобного в мире нет, и ни один из салонов мира на это не претендует. Пяти-шестичасовая летная программа не только пилотажных групп, но и новейших боевых и гражданских самолетов — это самое лучшее, что мы имеем», — констатирует Новиков.

15.08.2005

Андрей Ковалевский

ГАЗЕТА

***