(Профиль). Впечатление, будто операторы и производители телефонов наперегонки и бескорыстно стараются порадовать потребителя новыми технологиями, ошибочно. Делается это ради миллионов долларов, которые крутятся на рынке дополнительных услуг мобильной связи. >>>

Вопреки мнениям части экспертов, которые полагали, что цены на мобильную связь достигли или вот-вот достигнут дна, услуги сотовых операторов все же дешевеют. Не так быстро, как может показаться, если только смотреть рекламу, но все же дешевеют. Стоимость минуты снижается, отдельные сервисы (к примеру, АОН) становятся бесплатными. К телефонной трубке в кармане мы привыкли давно, а теперь постепенно отвыкаем считать минуты разговора: многие тарифные планы этому способствуют. А ведь всего несколько лет назад считали секунды! Как бедному оператору заставить абонента отдать больше денег, если разговаривать чаще и дольше ему уже не нужно?

На помощь приходит свежая общемировая тенденция — постоянный рост расходов на дополнительные услуги. Торговля картинками и мелодиями давно превратилась в солидный и процветающий бизнес, SMS-переписка тоже приносит стабильно растущие прибыли операторам. Однако в последнее время нам предлагают намного более интересные способы потратить деньги.

Мелодия вместо гудков

Услуга RBM (Ring Back Melody) — назначение произвольной мелодии вместо обычных гудков. Интересная новинка, только что появившаяся у МТС. Со стороны пользователя все выглядит довольно просто: подписываемся на услугу, и все позвонившие нам вместо скучных длинных гудков услышат веселый мотивчик. Можно — фрагмент из оперы Чайковского, а можно «Черный бумер» или любую другую мелодию из обширного списка. Стоимость разных мелодий, надо полагать, зависит от их популярности и колеблется в диапазоне от 30 центов до 1,5 доллара. При подключении этого забавного сервиса длинные гудки будут сразу же автоматически заменены на гимн МТС (бессрочно), а вот замена этого гимна на другую музыку потребует регулярных финансовых вложений. Мелодия не продается, а сдается напрокат на определенный срок, и через некоторое время процедура оплаты автоматически повторится. При невозможности снять деньги за любимый мотивчик (в случае, если у абонента мало денег на балансе) последует неотвратимое возвращение гимна МТС вместо длинных гудков.

Не обязательно выбирать готовую мелодию, можно наговорить собственное голосовое сообщение. Например: «У меня плохое настроение, и я ни с кем не хочу разговаривать» или «У меня сегодня день рождения, не забудьте поздравить!» Полезных заменителей длинным гудкам можно придумать много. Собственноручно созданное приветствие проходит предварительную проверку в МТС. Наговоренную абонентом фразу-приветствие могут услышать все позвонившие, в том числе и ошибочно набравшие номер, а ответственность за слова, переданные в автоматическом режиме, несет оператор.

Можно поставить определенную мелодию на конкретное время суток или день недели, можно подсунуть персональное голосовое «приветствие» особенно надоедливому собеседнику, благо, сообщение проигрывается многократно и получатель успеет вникнуть и оценить смысл ему сказанного. Услуга наверняка может быть полезной в роуминге: определенной группе избранных можно продиктовать — «Я в другой стране, звоните на номер…», а всем остальным проигрывать фразу «Абонент находится вне зоны действия сети».

Хамелеон на экране мобильника

Технология сотового широковещания Cell Broadcast (сокращенно CB, читается как «Си-Би») давно используется операторами. Новый сервис «Хамелеон» на базе CD предложен компанией «Билайн». Специально подключать ничего не требуется: «Хамелеон» уже живет во всех продаваемых сегодня SIM-картах, абонентам со стажем предлагают бесплатно заменить SIM-карту на новую.

Услуга организована в виде прямой доставки на телефон содержания пяти информационных каналов («Инфомания», «Тайм-аут», Cosmo, «Ведомости» и «Спорт»). Обещаны новости политики, бизнеса, экономики, культуры и мира развлечений, анекдоты, предложения поучаствовать в викторине, закачать новую мелодию, картинку или игру. На экран бесплатно приходит либо собственно информация (прогноз погоды, анекдоты), либо меню, из которого можно выбрать, заказать и тут же получить приглянувшееся «блюдо». Уже, разумеется, за деньги. Можно ничего не выбирать и, соответственно, ничего не платить. Иными словами, получаем определенную дозу бесплатной полезной и/или развлекательной информации вперемешку с предложениями за плату загрузить картинку/мелодию или прочитать заметку полностью. По утверждению представителей компании, 40% контента предоставляется бесплатно. К примеру, список предлагаемых заметок справедливо считается бесплатной информацией, и предложение купить мелодию мы тоже получим бесплатно.

Но большинство запросов оценены в 5 и более центов, смотря к какой категории они относятся. Так, материалы «Ведомостей» и новости рубрики «Спорт» раздают по дешевке, а все запросы в подразделах Cosmopolitan (специальный канал для милых дам) обойдутся в два раза дороже. В «Билайн», полагают, например, что сведения под вывеской «Космосекс» стоят на 5 центов больше прочих. 95 центов за полифоническую мелодию или цветную картинку — это еще сравнительно гуманно, а вот 3 доллара за java-игру все-таки многовато. Новостная информация передается по определенному расписанию, что не очень радует. Можете себе представить современного человека, заводящего будильник на определенное время и усаживающегося перед телефоном в ожидании появления прогноза погоды на экране?

Телевизор в кармане — уже реальность

EDGE (расшифровывается как Enhanced Data rates for Global Evolution) — перспективная технология мобильной связи. Сегодня обеспечивает передачу данных с высокими скоростями, достаточными для самых разных услуг. Например, для просмотра телевизионных программ прямо на экране телефона.

В Москве и Московской области EDGE первым из операторов начал внедрять «МегаФон», он же обещает обеспечить 100% EDGE-покрытия Москвы уже в будущем году. «МегаФон» также предлагает услугу «мобильное телевидение» — трансляцию нескольких популярных каналов прямо на телефон. В принципе, мобильное телевидение существует в сети давно, но до появления EDGE этот сервис чаще напоминает слайд-шоу, а не видеоряд. Теперь изображение выглядит отлично — в той мере, в которой этот термин вообще применим к маленькому экрану телефона. Удовольствие не самое дешевое (22 доллара в месяц), но за счастье всегда иметь телевизор в кармане можно и заплатить. Обидно, но в метро посмотреть телевизионные новости пока не получится — в большинстве туннелей связи нет. Да и вообще, мобильное видео в метро проблематично. Если терминал (трубка) движется на высокой скорости относительно базовой станции сотовой сети, качество видеосигнала теряется из-за уменьшения скорости передачи данных.

СЕРГЕЙ ПОТРЕСОВ

№29 (443) от 15.08.2005

«ПРОФИЛЬ»

***