Незадолго до падения под Афинами кипрского лайнера Boeing-737 в его кабине находилось два посторонних человека. Ясность в вопрос о причинах катастрофы должны внести расшифровки, так называемых «черных ящиков», которые были найдены на месте падения самолета. Вскоре после трагедии на месте крушения началась спасательная операция, с применением пожарной авиации. Из-за воспламенения запаса топлива, находившийся в баках самолета, пожар не удавалось потушить в течение нескольких часов.

Официальный представитель правительства Греции Теодорос Руссопулос рассказал журналистам, что после безуспешных попыток связаться с экипажем самолета по радио в воздух были подняты истребители, чтобы установить оптический контакт с самолетом.

Приблизившись к воздушному судну, пилоты истребителей убедились, что второй пилот завалился лицом на приборную доску, а командир корабля отсутствовал на своем месте. Пилоты увидели, что в кабине висели сработавшие кислородные маски. «В завершение пилоты заметили в кабине двоих человек, которые, как им показалось, пытались взять на себя управление самолетом. Были ли они членами экипажа или пассажирами, в настоящее время неизвестно», — сказал Руссопулос.

«Коммерсант» в понедельник отмечает, что специалисты называют катастрофу очень странной». Летчики-испытатели, которые согласились прокомментировать инцидент, в один голос заявили, что «данная ситуация — это что-то невероятное и объяснить ее невозможно, во всяком случае, пока нет каких-либо дополнительных данных».

В любом случае, по их словам, экипаж должен был что-то предпринять. «Если верить сообщениям, они ведь не сразу умерли, — заявил один из опрошенных пилотов. — Значит, должны были снизиться или сообщить куда-то…» Не смогли российские военные летчики представить себе и то, «как это истребители прилетели, посмотрели, увидели картинку, и на этом все».

В связи с авиакатастрофой на Кипре объявлен трехдневный траур. Как объявило кипрское правительство, с понедельника 15 августа, в течение трех дней будут приспущены государственные флаги Кипра, отменены все праздничные мероприятия. Ожидается, что СМИ сократят свои развлекательные программы.

«Это не простая поломка устройства циркуляции воздуха, Boeing так не падает», — заявил итальянской Corriere della Sera пилот Alitalia Пьерлуиджи Росси, 45 лет летающий на Boeing на международных рейсах, и являющийся одним из специалистов по расследованиям авиакатастроф.

«Устройство по герметизации и кондиционированию в каждом самолете имеет дублирующую систему, соединенную со вторым двигателем. Второе устройство начинает функционировать лишь в случае остановки первого. Маловероятно, чтобы вышли из строя сразу две системы. Также невероятно, что сломалась аварийная сигнализация и сирена, которая предупреждает пилотов, если давление на борту поднимается на высоте 3000 м. В этот момент начинается действовать система подачи чистого кислорода. Вряд ли командир корабля и его помощник находились в прострации, хотя бы один из них должен был иметь время, чтобы надеть маску и снизить высоту с 12 до 8 тысяч метров».

По его словам, с этой высоты даже с неработающими приборами можно спокойно добраться до места назначения. В самолете может начать падать давление из-за пробоины в кабине экипажа.

«Необходимо учитывать, что причиной не может служить даже пробоина от снаряда», — говорит Росси. По его словам, катастрофа с Helios произошла по иной причине: «Два пилота могли быть отравлены. Едой, например, но это вряд ли возможно, потому что из предосторожности пилоты не едят одинаковые блюда. Это мог быть газ, закачанный извне: он прошел через трюм и начал циркулировать».

«Не исключено, что токсичное вещество могло находиться в багаже. Это могло бы стать наилучшим объяснением того, почему два пилота даже не включили сигнал тревоги», — считает Росси.

Представитель правительства также сообщил, что следствие рассматривает все версии произошедшей катастрофы, однако назвал маловероятной возможность террористического акта. Известно, что большинство летевших этим рейсом пассажиров были киприотами. Кипрская сторона заявила, что не будет передавать в СМИ поименный список жертв, так как информация о них закрыта на основе закона о защите персональных данных граждан.

Список получили полиция и родственники пассажиров. Точно сказать, сколько из погибших пассажиров — граждане Греции и сколько — Кипра пока не представляется возможным, так как у многих общие греческие фамилии. Кроме того, на рейсы из Кипра в Грецию не требуется виза, и люди проходят на борт, показав лишь местное удостоверение личности, отмечает ИТАР-ТАСС.

Родственники погибших будут доставляться в Афины специальными рейсами. Их разместят в гостинице вблизи от международного аэропорта Афин имени Элефтериоса Венизелоса, где им будет оказана помощь психологов. Опознание останков состоится в понедельник.

Boeing летел в неуправляемом режиме еще около двух часов, пока в 12.20 не рухнул в холмистой местности в 40 км от Афин и в 400 м от жилых домов городка Грамматикон. Истребители F-16 сопровождали лайнер до самого столкновения.

DELFI

15 августа 2005 14:05

DELFI

*