В мире дизайна Луиджи Колани (Luigi Colani) – бог, король, поп-звезда. Объекты его творчества прекрасно известны во всем мире, будь то модель мотоцикла, очков или обыкновенного чайника. Уже 50 лет создает он вещи, которые окружают нас в повседневной жизни. Впрочем, и богов иногда изгоняют с Олимпа. По крайней мере, это собираются сделать в Карлсруэ, где с марта 2004 года проходит выставка «произведений его жизни». >>>

Один из фантастических проектов, выставленных в Карлсруэ, вскоре может переехать в Японию

На 4000 метров в Nancy-Halle разместилось более 1000 его проектов – от телефона, элегантных оправ для очков, авангардных моделей самолетов и автомобилей до футуристической мебели. Более тысячи крупных проектов, моделей, набросков и чертежей представляют мир знаменитого дизайнера.

   Огромное помещение было бесплатно предоставлено городом для работ художника. И любители произведений Колани приезжали и приезжают в Карлсруэ отовсюду, чтобы поклониться своему богу. Но, видимо, это продлится недолго. В конце сентября заканчивается срок экспозиции, и, несмотря на то, что зрители активно посещают выставку, организаторы не собираются продлевать контракт. «Колани стал частью истории дизайна и имеет огромный авторитет во всем мире, – сказал журналистам пресс-атташе городской администрации Бернд Внук (Bernd Wnuck). – Но художник уже давно прекрасно знал, что его контракт в нашем городе подходит к концу, и выставочное помещение срочно требует ремонта. Поэтому у маэстро нет оснований сердиться на нас».

   Но именно это и делает Луиджи Колани. В гневе дизайнер заявил, что перевезет выставку в Японию, где, по его собственным словам, «он почитаем, как божество».

   Экстравагантность мастера давно стала притчей во языцех. Журналисты немецких газет постоянно критикуют Колани за его хвастовство и сенсационные высказывания. Еще не было интервью, в котором дизайнер не «изобретал бы колесо», – пишет, например, Sueddeutsche Zeitung. А газета Handelsblatt добавляет, что после «сенсационных премьер большинство его моделей исчезает в безвестности и не запускается в серийное производство».

   Выставка в Карлсруэ тоже стала очередным шоу дизайнера. Но художник (который, кстати, последние три года живет и работает в этом городе) имеет право обижаться на организаторов, ведь выставка действительно проходила с успехом и принесла Карлсруэ немалую прибыль. Само помещение Колани хотел переоборудовать в панораму будущего, зал, в котором регулярно должны были бы проходить выставки современного дизайна. Кроме того, по заказу одного из спонсоров вернисажа Колани разработал проект нового фонтана и уличных фонарей, предназначавшихся для украшения города.

   Выходит, и в Германии нет пророков в своем отечестве? Маэстро Колани в этом твердо убежден. Восток – вот его новая надежда.

Ирина ФРОЛОВА


Наша справка

   Жизнь Луиджи Колани так же необычна, как и творчество. Он родился в Берлине, но его можно назвать и швейцарцем, и поляком, и итальянцем. Родители мальчика, в любом случае, были людьми необычными. Игрушек ребенку они не дарили, и, может быть, поэтому маленький Луиджи с детства стал фантазировать и строить из пластилина машинки, кораблики и самолеты.

   Детские фантазии Колани не оставил и в более зрелом возрасте, сначала он изучал живопись и скульптуру в Берлинском художественном институте, чуть позже – аэродинамику в Сорбонне. Автомобили всегда интересовали будущего маэстро дизайна. И в 1954 году состоялся его «дебют» в Женевском автосалоне с автомобилем Golden Rose. В первые годы он занимался разработкой спортивных моделей, построил, например, знаменитую «Дельту» с кузовом из полиуретана. Позже участвовал в проектах по внешнему оформлению Alfa Romeo, Lancia, VW, BMW.

   Но «четырехколесный мир» был тесен для дарования Колани. В 60-е годы он начал проектировать мебель и создал в вестфальском замке Гаркоттен знаменитую «страну дизайна», в которой самые банальные вещи приобрели причудливейшие формы.

   В начале 80-х Колани выполнял заказы для концернов электроники Canon и Sony, японского автопроизводителя Mazda. Всемирно известными стали разработанная дизайнером зеркальная камера T90 и первые «органические» наушники Sony, которые демонстрируются в Нью-Йоркском музее современного искусства. В 90-е Колани разрабатывает первую модель «безугольного» компьютера, а в 2002 году – «грузовик будущего».

   В последние годы маэстро живет и работает в Карлсруэ, где в апреле 2002 года был открыт его дизайнерский центр. В августе Луиджи Колани исполнилось 77 лет, но он полон сил и новых проектов.

Баден-Вюртемберг

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

    В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

    В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

N- 32/2005 15.08 — 21.08

Русская Германия

***