Исследование: Интернет наводнят книгами
Участники рынка интернет-торговли, работающие в сегменте продажи книг, полагают, что в скором времени конкуренцию им составят крупные оптовые компании, ищущие новые каналы сбыта.
Маркетинговое агентство Step by Step на этой неделе опубликовало исследование книжного рынка России. По его данным, до 12% книжной розницы приходится на интернет-магазины. Это довольно существенный показатель с учетом того, что в России сейчас выпускается порядка 700-800 млн экземпляров книг, а реализуется из них порядка 500 млн. Однако, по мнению экспертов и участников рынка, в действительности он меньше. Вместе с тем специалисты ожидают существенных изменений на книжном рынке в ближайшее время. Они, в частности, связаны с тем, что ввиду кризиса перепроизводства в книжной отрасли ее игроки будут искать дополнительные каналы сбыта своей продукции, одним из которых может стать Интернет. Учитывая, что у крупных участников рынка уже создана необходимая инфраструктура для поставок и продажи книг в офлайне, войти на рынок электронной торговли им будет значительно проще.
По данным Российской книжной палаты, в 2004 г. в стране было выпущено 90 тыс. наименований книг общим тиражом 700 млн экземпляров. В действительности эта цифра несколько выше и оценивается экспертами в 800 млн. Специалисты отмечают, что, несмотря на эти показатели, на рынке намечается серьезный кризис перепроизводства: изрядная доля книг попросту не доходит до полок книжных магазинов. При этом товар по-прежнему остается весьма востребованным потребителями, однако получить весь ассортимент, особенно в дальних регионах, они не могут. Отчасти проблему решает интернет-торговля: по мнению аналитиков в сфере электронной коммерции, книги – наиболее гармоничный товар для продажи в сети. «Книги, в силу специфики товара, хорошо продаются через Интернет. Именно они были основным товаром первых интернет-магазинов. Этот сегмент рынка можно считать уже зрелым, – сказал RBC daily руководитель направления электронной коммерции компании «Яндекс» Илья Положинцев. – По данным «Яндекс.Маркета», рост в книжном сегменте продолжается, за последний год он составил порядка 25%. Правда, другие сегменты интернет-рынка растут быстрее: за последний год они выросли примерно в два раза».
«Очевидно, что прирост в сегменте книжной интернет-торговли есть, – прокомментировал RBC daily ситуацию директор информационно-маркетингового центра «Альвис» Владимир Драбкин. – Во многом он определяется развитием рынка интернет-торговли в целом. Чем доступней становится эта форма покупок, тем динамичнее она развивается. Кроме того, она технологически удобнее, чем та же услуга по доставке книг почтой». Тем не менее аналитики полагают, что пока показатель в 12% несколько приукрашивает действительность. «Если речь идет о доле от общего количества наименований, тогда такие цифры могут отвечать действительности, но по обороту интернет-торговля книгами не занимает больше 3-5% от рынка, – считает Владимир Драбкин. – К тому же не стоит забывать, что ежегодные продажи книг формируются не только из тех, которые были выпущены тогда же, но и из тиражей последних двух лет». Такого же мнения придерживаются и другие собеседники RBC daily. Например, по словам исполнительного директора компании eHouse (в ее состав входит в том числе интернет-магазин «Болеро») Владислава Улендеева, если предположить, что наиболее крупные участники этого рынка – «Озон» и «Болеро» – занимают около 30% рынка, то весь его объем можно оценить не более чем в 30 млн долл.
Тем не менее сейчас, по мнению г-на Драбкина, книга – один из самых удобных товаров для торговли в Интернете. «Количество магазинов, торгующих в сети книгами, выше, чем других, – говорит он. – Но их развитие тормозит недостаточно развитая система логистики. На определенном этапе игроки этого рынка с этим неизбежно столкнутся. То есть они испытают те же самые проблемы, которые сейчас возникли у игроков книжного бизнеса». Это и плохо, и хорошо, поскольку на данный момент Интернет выступает тем сбытовым каналом, который может решить проблему доставки книг покупателям гораздо быстрее, чем обычные магазины. С другой стороны, столь привлекательный инструмент уже сейчас интересует тех игроков книжного рынка, которые на данный момент работают только в офлайне. «Книжный рынок встал перед проблемой затоваривания, – сообщил RBC daily PR-директор интернет-магазина «Озон» Михаил Ятковский. – Продукции сейчас выпускается больше, чем можно продать. Поэтому многие розничные торговцы обращаются к идее развития всех возможных каналов связи. Сейчас идет консолидация офлайновых магазинов, открываются крупные стоки».
По мнению собеседника RBC daily, в ближайшие полгода-год можно ожидать, что крупные оптовые игроки начнут активно осваивать сегмент интернет-торговли книгами. «При этом у них есть ряд очевидных преимуществ, – полагает г-н Ятковский. – Прежде всего речь идет о компаниях, уже имеющих складские помещения, а значит, им будет проще диверсифицировать отгрузки товара, удешевить доставку. К тому же существующая сеть магазинов позволит им создавать на их основе пункты самовывоза. И наконец, все эти точки объединены в единую информационную систему. При существовании такой структуры можно начать реализовывать программу по торговле книгами через Интернет». До тех пор, пока не начался процесс активного вхождения в этот сегмент сети традиционных участников книжного рынка, его ожидает эволюционный рост. Во всяком случае, пока предпосылок для резкого скачка продаж не предвидится. Однако ситуация может усложниться в связи с появлением новых конкурентов, в том числе и по причине возможного демпинга. «Пока говорить о разделе рынка рано, – соглашается Владислав Улендеев из eHouse. – Мне кажется, что еще не все потенциально сильные игроки заявили о себе. Тот же «Мир книги» (компания специализируется на торговле через каталог) только задумывается о выходе в Интернет. А потенциал у них огромный».
Отдел экономики
Анна Попова, 12.08.2005
*