Вчера в Саратовской области произошла одна из самых серьезных за последние годы автокатастроф. У автобуса ПАЗ-3205, в котором ехало более 50 человек, отказали тормоза, он проехал по идущей под уклон дороге более 500 метров и на скорости около 80 км/ч вылетел в кювет. Погибли пять пассажиров, остальные получили ранения разной степени тяжести. >>>

Автобус совершал обычный утренний рейс из села Новая Алексеевка в райцентр Новые Бурасы Саратовской области. Отправившийся из Новой Алексеевки в 6.30 утра «пазик» заехал еще в несколько деревень, где подобрал пассажиров. По пятницам их особенно много: в райцентре это базарный день, и сельские жители традиционно едут туда за покупками. В основном в автобусе находились женщины и дети, а всего ехало более 50 человек при том, что салон ПАЗ-3205 имеет 20 «мест для сидения». Точное число пассажиров вчера так и не было установлено, потому что не все они покупали билеты в кассе автостанции. Примерно в 7.15 утра автобус выехал из села Ириновка и должен был направиться в Новые Бурасы.

За 500 метров до поворота на трассу Саратов–Новые Бурасы начинается спуск с уклоном примерно в 10 градусов. Водитель Виктор Абрамов, по предварительным данным, поставил рычаг переключения передач в нейтральное положение и нажал на педаль тормоза. Однако тормозная система не сработала. Затормозить двигателем или «ручником» водитель, как сообщили сотрудники ГАИ Саратовской области, не смог или не успел. Так или иначе, набитый битком автобус покатился под уклон и, набрав скорость около 80 км/ч, пересек трассу, после чего пролетел по воздуху около 5 метров и рухнул на землю.

От удара в автобусе вылетели все стекла, кроме заднего. В салоне не осталось ни одного целого кресла и поручня. Три пассажира погибли на месте, еще два скончались по дороге в новобурасскую райбольницу. Дежурный врач больницы сказал Ъ, что среди раненых семеро детей. У всех пассажиров ушибы, переломы и прочие повреждения разной степени тяжести. Состояние 20 человек оценивается как крайне тяжелое, в течение вчерашнего дня они были перевезены в саратовские больницы.

Водитель Абрамов был едва ли не единственным, кто отказался от госпитализации. Он ходил туда-сюда по обочине рядом с местом аварии в сопровождении сотрудников ГАИ, отвечать на вопросы Ъ господин Абрамов отказался.

В Новобурасской автотранспортной станции о Викторе Абрамове отзываются хорошо. Его водительский стаж – более 30 лет. Почти все это время он проработал на маршрутах этого района. Вчера утром он, как обычно, прошел медицинское освидетельствование и вышел в рейс.

В областной ГАИ считают, что авария могла произойти как по вине водителя, так и из-за плохого технического состояния автобуса. Срок эксплуатации автобусов «ПАЗ» – десять лет. Начальник отдела технического надзора ГАИ Саратовской области Федор Мордвинкин рассказал Ъ: «Этот автобус эксплуатировался 12 лет. Следующий техосмотр должен был пройти в сентябре. Механик, осматривавший автобус накануне, путевой лист подписал, значит, с автобусом все было в порядке».

Господин Мордвинкин заявил, что все обстоятельства выхода автобуса в рейс будут тщательно проверены. Однако отметил, что очевидная перегрузка автобуса может быть рассмотрена в качестве основной версии трагедии. По другой существующей версии, водитель совершил ошибку – он не должен был перед спуском переводить рычаг коробки передач в нейтральное положение.

АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО, Саратов

№ 150 (№ 3234) от 13.08.2005, СБ

"Коммерсантъ"

*