Спасение экипажа батискафа АС-28 по какому-то странному совпадению произошло накануне пятилетнего трагического юбилея –“ 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла авария атомной подводной лодки «Курск». Тогда погибли 118 человек… С самого начала катастрофа породила множество самых невероятных версий, слухов, активно использовалась в политических игрищах. Что же теперь, спустя пять лет, известно о том, что происходило на борту «Курска» и вокруг него? Вот краткая хронология событий.

12 августа

11.30 –“ норвежский сейсмический институт зарегистрировал два сильных взрыва в Баренцевом море.

23.30 –“ из-за невыхода на связь в установленное время АПЛ «Курск» считается аварийной, начата операция по поиску и спасению подводной лодки.

13 августа

04.30 –“ обнаружена подводная лодка, лежащая на грунте. Корабли и спасательные суда прибыли в район аварии.

07.00 –“ об аварии и начале спасательных работ доложено президенту РФ.

14 августа

11.09 –“ первое официальное заявление ТВ-канала РТР о том, что АПЛ «Курск» легла на грунт в Баренцевом море, ядерное оружие на борту лодки отсутствует. Неофициальный запрос со стороны Норвегии о радиационной обстановке и о возможности оказания помощи.

15 августа

Официально предложена помощь зарубежными военными атташе Норвегии и Великобритании. Командование флота сообщило о готовности принять любую иностранную помощь.

16 августа

Английский глубоководный аппарат LR-5 доставлен в норвежский порт Тронхейм российским самолетом Ан-124. Из-за необходимости использования судна обеспечения для работы LR-5 и связанной с этим задержкой Норвегия предложила своих глубоководных водолазов. Телефонный разговор президентов США и России.

17 августа

Судно обеспечения «Норманд Пионер» с аппаратом LR-5, группой спасателей и представителей ВМС Великобритании убыло из Тронхейма в район аварии. В США подготовлен к отправке глубоководный спасательный аппарат DSRV. Официально предложена помощь со стороны Германии и Нидерландов. В Брюсселе состоялась встреча представителей командования ВМФ России и НАТО.

18 августа

Судно «Сивей Игл» с группой водолазов международной компании «Столт Офшор» и представителями вооруженных сил Норвегии вышло из Тромсе и направилось в район аварии.

19 августа

Поздно вечером суда «Норманд Пионер» и «Сивей Игл» прибыли в район аварии. В связи с продолжающейся работой российских глубоководных аппаратов на месте аварии для обеспечения безопасности начало работ запланировано на утро следующего дня.

20 августа

Рано утром произведено обследование АПЛ «Курск» с судна «Сивей Игл» необитаемым аппаратом. Во второй половине дня глубоководные водолазы компании «Столт Офшор» опустились к подводной лодке, обследовали люк и подавали сигналы с целью выяснения наличия живых людей на лодке. Ими подтверждено повреждение люка, в связи с чем использование английского аппарата LR-5 признано нецелесообразным. Вечером предприняты попытки открыть люк. Водолазы-инструкторы с судна «Сивей Игл» доставлены вертолетом на аналогичную подводную лодку «Орел» в одной из баз Северного флота для изучения конструкции и путей открытия спасательного люка.

21 августа

Утром водолазы открыли верхний аварийный люк шлюзовой камеры, к полудню был открыт нижний люк камеры. Подтверждено, что экипаж подводной лодки погиб. В связи с тем, что контракт с компанией «Столт Офшор» норвежскими ВС заключен на проведение спасательной операции, которая считается законченной после открытия спасательного люка, и подтверждения гибели всего экипажа, дальнейшие работы остановлены. Вечером начаты переговоры командования флота с компанией о продолжении работ с целью снятия тел погибших моряков с лодки. Компания отказалась продолжать такие работы.

«Протянем еще не более суток»

Лишь в октябре 2000 года водолазы наконец смогли попасть на борт подводного крейсера. После доставки тел погибших к работе приступили судмедэксперты Северного флота, были привлечены специалисты из Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны в Москве, а также Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

Итогом их работы стало опознание 115 тел. Останки еще трех членов экипажа, находившихся в момент взрыва торпед в 1-м отсеке «Курска», обнаружить не удалось.

Практически у всех 23 членов экипажа «Курска», уцелевших после взрывов торпед и перешедших по приказанию командиров в 9-й кормовой отсек, концентрация карбоксигемоглобина (то есть гемоглобина, связанного с молекулой угарного газа) в крови составляла 90–“100 %, что свидетельствовало о прижизненном отравлении людей угарным газом высокой концентрации и их смерти в течение нескольких секунд. Передние поверхности тел офицеров были сильно обгоревшими, остальные тела не имели признаков воздействия огня –“ видимо, командиры первыми бросились гасить пламя, однако вскоре все моряки погибли от выделения продуктов горения.

Исходя из того, что на одной из записок командира 7-го отсека капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова стояло указание времени ее написания –“ 15.45, судмедэксперты пришли к выводу, что смерть последних остававшихся в живых членов экипажа «Курска» наступила в промежутке между 15.45 и 19.28. В записке, написанной уже командиром 8-го отсека капитан-лейтенантом Сергеем Садиленко, сказано: «Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО… Давление в отсеке 0,6 кг/м2… При выходе на поверхность не выдержим компрессию… Протянем еще не более суток…»

Версии

1 Поврежденная американская подводная лодка класса «Лос-Анджелес» пришла на норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн 19 августа, то есть через неделю после гибели «Курска». Быстро возникла версия о том, что она столкнулась с «Курском», отчего на нем взорвались боеприпасы. В подтверждение этой версии ссылались на то, что директор ЦРУ Джордж Теннет прибыл в Москву якобы для того, чтобы «замять» эту историю.

2 Столкновение было, но не с американской подводной лодкой. В катастрофе обвинили британскую атомную подводную лодку типа «Трафальгар».

Существует и множество других, самых экзотических версий –“ в происшедшем обвиняют даже НЛО, ичкерийские террористы объявляли происшедшее своей успешной диверсией.

Но, по официальной версии, причиной трагедии стал взрыв в торпедном отсеке.

Мнение

Капитан 1-го ранга запаса Михаил Тужиков, подводник с 27-летним стажем, один из сторонников версии о столкновении: «…Если удастся прекратить эту «холодную войну» под водой… Ведь лодки бьются постоянно. Наша лодка как-то в Тунисском проливе стукнулась в американскую, у нас скула помята, а они аварийно всплыли и пошли на базу. Но тогда была четко выраженная конфронтация. А сейчас отношения вроде нормальные, но американские и английские подлодки на наших полигонах пасутся, как и раньше».

НОМЕР ОТ: 12 АВГУСТА, 2005 ГОДА

ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ

ТРИБУНА

***