"Факел" самарского металлурга. Почетному гражданину Самары и Самарской области Максиму Борисовичу Оводенко – 75 лет
К 75-летию Почетного гражданина Самары и Самарской области Максима Борисовича Оводенко
Десять лет тону назад самарские депутаты отметили званием Почетного гражданина Самары «главного самарского металлурга» — 65-летнего генерального директора акционерного общества «Самарская металлургическая компания» Героя Социалистического Труда Максима Борисовича ОВОДЕНКО. Высшую награду нашего города получил человек «огненной» профессии, который к тому моменту не успел проработать в Куйбышеве-Самаре и 11-ти лет. Впрочем, сравнивайте сани. Вместе с ним 25 мая 1995 года за большие заслуги перед городом звание почетных граждан получили народный артист СССР Петр Монастырский, который 40 лет бессменно возглавлял наш драматический театр, и Аннэта Басс — к тому моменту уже 37 лет была директором Самарского художественного музея. Звание почетных граждан города Герой Социалистического Труда Елена Шпакова заслужила, 22 года проработав руководителем строительства и директором Самарской шоколадной фабрики «Россия», а генеральный директор знаменитого на всё Поволжье строительно-монтажного треста №11, заслуженный строитель России Виталий Симонов своей легендарной строительной организации успел отдать 32 года беззаветного труда…
На фоне подвижничества в течение многих десятилетий этих замечательных самарцев относительно небольшой «самарский стаж» Максима Борисовича Оводенко мог бы показаться достаточно скромным. Но заслуги человека измеряются не только годами, но и тем, что он успевает сделать за это время. А период директорства на нашем металлургическом заводе Максима Борисовича Оводенко, сына павшего под Сталинградом артиллериста-фронтовика, сродни военной поре, когда каждый год засчитывается за три. Они пришлись на окаянное время непродуманной «перестройки» и скоропалительных, а нередко разрушительных по своим последствиям, рыночных реформ. И слава Богу, что в то время, когда жестокие шторма разбушевавшейся в России рыночной стихии топили, бросали на дно плохо управляемые суда других самарских предприятий, место у штурвала на «капитанском мостике» Самарского металлургического завода занимал этот крепкий, основательный человек. Заслуживший уважение у ветеранов, прочный авторитет у всего коллектива предприятия, жителей Городка металлургов, Кировского района и всего нашего города.
Сегодня уже трудно сказать, кто же конкретно был инициатором приглашения 54-летнего главного инженера Красноярского металлургического завода имени Ленина Максима Оводенко в наш город на ставшую летом 1984 года вакантной должность директора Куйбышевского металлургического. Дело в том, что в это время его предшественник Геннадий Ходасевич был избран вторым секретарем Куйбышевского обкома КПСС. Они были хорошо знакомы по работе в металлургической отрасли авиационной промышленности. Сам Ходасевич говорил, что предлагал его кандидатуру в министерстве. Хорошо знали Максима Борисовича — как опытного организатора и подлинного знатока алюминиевого производства — и в самом «металлургическом» 9-м главке минавиапрома, где трудился бывший заместитель директора КМЗ по производству Григорий Маслов Как бы там ни было, но в сентябре 84-го в столицу Средней Волги прибыл и возглавил крупнейший в Европе завод по производству алюминиевого проката человек со стороны — «варяг» с Енисея.
Максим Борисович очень многое успел сделать для завода, района и города за 12 лет работы директором металлургического завода. Когда пришёл на предприятие, там не все ладилось. Максим Оводенко вместе с одновременно с ним назначенными главным инженером Геннадием Черепком, заместителем директора по экономическим вопросам Владимиром Мухиным, который со временем стал его замом по стратегическому развитию предприятия, начали проработку предложения по реконструкции листопрокатного производства КМЗ с перспективой выпуска консервной баночной ленты. В этом они видели перспективу своего оборонного завода, поскольку знали, что это самое востребованное рынком производство за рубежом. Для этого также были привлечены замечательные специалисты прокатного производства — Александр Дацковский, Михаил Федоров, Владимир Самонин и другие самарские металлурги, которые стали его верными соратниками.
Директор КМЗ масштабные производственные планы технического перевооружения завода сумел наложить на задачи социального развитии коллектива предприятия. А затем смог с большой пользой использовать визит в Куйбышев и ознакомительный заезд на предприятие главы государства Михаила Горбачева. Было это 6 апреля 1986 года. Всемогущий генеральный секретарь тогда по отработанному в обкоме и ЦК плану должен был буквально с десяток минут провести на КМЗ. А получилось, что только в директорском кабинете у Оводенко, который удивил его своим рассказом о перспективах комплексной «технико-социальной» реконструкции предприятия, провёл почти час.
Первый секретарь Куйбышевского обкома партии Евгений Муравьев был поражён настойчивости и «нахальству» директора КМЗ. Тот сумел увлечь Горбачева не столько планами увеличить до конца пятилетки мощности своего оборонного завода до 600 тысяч тонн алюминиевого проката в год, том числе до 75 тысяч тонн лакированной баночной ленты, но прежде всего реальной перспективой обеспечить каждую семью работников предприятия отдельной квартирой до 2000 года. Эта красивая, социально-привлекательная идея Горбачеву понравилась: он потом её озвучил в виде партийной перспективы обеспечить подобным образом квартирой каждую советскую семью. А предусмотрительный Максим Оводенко с пользой для завода использовал эту поддержку планов КМЗ со стороны генсека. В результате через год в свет вышло постановление правительства СССР «Об ускорении комплексной реконструкции прокатного производства и социального развития Куйбышевского металлургического завода им. В.И. Ленина».
Максим Борисович не только практик, но ученый-специалист в области обработки металлов давлением. На личном счету Почетного профессора Самарского государственного аэрокосмического университета, члена Экономического Совета при Правительстве РФ, академика Российской инженерной академии Максима Оводенко монография и 24 научных труда, он автор 2 учебных пособий и 47 научных изобретений. На Самарском металлургическом заводе профессор Оводенко применял новейшие научные разработки. Здесь впервые в стране было освоено крупномасштабное производство лакированной баночной ленты для консервной промышленности, оребренных прессованных панелей для судостроения, бурильных труб, тонкостенных сварных труб для оросительных систем, крупногабаритных поковок и штамповок для аэрокосмической промышленности, изготавливаемых на самом мощном в мире гидравлическом прессе усилием в 75 тысяч тонн.
Не буду оценивать то, насколько ответственно подошёл к своим словам и планам последний советский генсек и президент СССР Горбачев, но директор КМЗ своё слово перед коллективом завода сдержал. Если до его назначения руководителем предприятия здесь строили и сдавали 1000 квадратных метров жилья в год, то при новом директоре темпы жилищного строительства для работников завода выросли более чем в 28 раз(!). Были полностью сняты проблемы с местами в общежитиях для молодых рабочих и определением детей заводчан в детские сады. Все это стало результатом того, что на КМЗ после проведенной под началом Оводенко реконструкции листопрокатного производства заметно увеличилась производительность труда, на треть выросла прибыль предприятия. За 5 лет выпуск продукции на заводе вырос на 90 тысяч тонн или почти на 18%. В 1989 году завод достиг своей максимальной производительности — 597 тысяч тонн алюминиевого проката. Ни до, ни после, ни в ближайшей перспективе завод, похоже, таких рекордных результатов уже не покажет…
И на «социальном фронте» у нового директора люди трудились ударно. Особенно радовали своими успехами заводские строители, которых возглавлял Александр Бериславский. Возводились современные 9-12-этажные жилые дома с квартирами улучшенной планировки по улицам Кузнецкой и Енисейской, поднимался квартал № 907 в Городке металлургов, строились новые заводские детские сады (их число увеличилось с 13 до 28). Причем, с бассейнами, прекрасными игровыми площадками. Со своим заместителем по социально-культурным вопросам энергичным и изобретательным Станиславом Каюриным, которого он переместил на эту хлопотную должность с заводского комитета профсоюза, Максим Оводенко занимался великой массой нужных и неотложных дел. Реконструкцией бальнеологической больницы, которую на заводе любовно прозвали «Куйбышевской Мацестой» и санатория-профилактория, Дворца культуры металлургов и кинотеатра «Октябрь», строительством современной школы № 133 и Клуба юных техников, возведением заводской гостиницы и баз отдыха на Волге, 7 новых корпусов в замечательном заводском пионерском лагере имени К.Э.Циолковского на берегу Кондурчи и лагеря труда и отдыха «Кировец». Занимались возведением новых объектов спортивного комплекса и реконструкцией самого большого в городе стадиона «Металлург» на 40 тысяч мест, где до сих пор играет любимая команда заводчан «Крылья Советов»…
В Городке металлургов в 1987 году появился чудесный заводской парк культуры и отдыха, которому в 1987 году присвоили имя 50-летии Октября… К искусственному озеру, пополняемому артезианской водой, с фонтаном. «Царевна-лебедь» в центре, после рабочего дня и недели приходили отдохнуть заводчане и их семьи. Пожалуй, первыми в городе сюда запустили прекрасных живых птиц — белых лебедей. И, как считает сам Максим Борисович, сейчас Глава Самары Георгий Лимамский этот почин металлургов и Кировского района переносит по другим районам и паркам города, где в прудах и озерах также заселяют белых лебедей…
Распался СССР. В России началось время приватизации и ускоренного перехода к рынку. Бывший оборонный завод авиапрома под руководством Максима Оводенко был приватизирован в числе первых 200 российских компаний. Государственные заказы практически исчезли. На внутреннем рынке потребление алюминиевого проката резко уменьшилось. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих». И генеральный директор «Самарской металлургической» вместе со своими соратниками самостоятельно налаживает контакты с зарубежными потребителями в США, Германии, других странах и добивается выхода на международный рынок. Это позволило экспортировать до 80 тысяч тонн проката, сохранить производство, коллектив, обеспечить строительство жилья и объектов социально-бытового назначения, поддерживать подсобное сельское хозяйство.
Герой Социалистического Труда Максим Борисович Оводенко отмечен многими государственными и общественными наградами. Но одну из них все же выделяет. В 1995 году он получил «Факел Бермингама» — награду Международного института финансового и экономического партнерства и Международной академии руководства в бизнесе и управлении в американском городе Бермингам (штат Алабама)- за успехи в экономическом выживании и развитии в условиях неблагоприятных обстоятельств. Внутри хрустального факела как бы бушует черно-синий смерч-торнадо, побежденный силой, умом и волей российского металлурга-руководителя. Пожалуй, этим символическим знаком международного признания действительно можно и нужно гордиться.
Итак, 10 лет назад уроженец украинского города Черкассы Максим Оводенко был удостоен звания «Почетный гражданин города Самары» Так же, как и его земляк с Киевщины, прошедший, как и он, ту же школу Каменец-Уральского металлургического завода — знаменитый предшественник на должности директора КМЗ, настоящий герой Труда Павел Мочалов. А в прошлом году, к 20-летию деятельности в Самаре, губернатор Самарской области Константин Титов подписал постановления о присвоении ему звания «Почетный гражданин Самарской области» — за выдающийся вклад в развитие металлургическою производства Самарской области и создание широкой инфраструктуры предприятия.
Сегодня в здании администрации города по улице Куйбышева, 135 состоится торжественное чествование Почетного гражданина города Самары и Самарской области профессора Максима Оводенко в связи с его 75-летием со дни рождения. Редакция «Самарской газеты» присоединяется ко всем добрым словам в адрес нашего замечательного юбиляра- человека воистину огненной профессии — и желает ему счастья, здоровья, долголетия.
Андрей БОНДАРЕНКО.
*